Не знаю, у кого как, а у меня любая выставка современного искусства вызывает странное чувство - смесь осторожности и презрения, что ли...
Заем мы все эти дела - собирается тусовка из серии "пышная богемная знать во фраках с пёсьими отворотами" и нудно рассуждает об эстетической эротике с точки зрения эротического эстета, глядя на предметы малопонятного назначения.
Трехнедельный XI Московский международный форум художественных инициатив, многозначительно открывшийся в "Новом Манеже" аккурат в День независимости США, по большому счёту, не выходит за рамки мероприятий подобного рода. Присутствует даже обязательная социально-политическая фига в кармане, основанная на прозрачной игре слов. Форум назвали "Выбор", а для пущей важности простое русское слово организаторы расшифровали по-английски: "Selection, alternative, choice". И объяснили для дураков: "Выбор - это не выборы. Из узкого политического дискурса мы переходим в иное измерение - отбора, альтернативы, в конце концов, вкуса". Фрондёрство или понты?
Какое там "иное измерение", когда около входа стоит композиция, названная автором Антоном Литвиным "Всё готово к внезапному приезду Президента Российской Федерации", - две солдафонские фигуры, выполненные из "шкурки", наждачной бумаги (фото 1). Дурацкое название, кстати. Я бы назвал это "Шкурные объятия власти". Между прочим, глядя на этот проект, я понял, что наши концептуалисты - большие трусишки, несмотря на всю свою принципиальность. Показательным был и диалог с Викентием Нилиным, автором артпроекта поддержки закона "О первоочередных мерах по усилению правового регулирования деятельности, направленной на самоудовлетворение в половой сфере". Композиция проста: висит обычная книжечка "Закона", а под ней - типовые бланки для сбора подписей. На вопрос, можно ли взять бланк, Викентий ответил утвердительно: "Кстати, этот "Закон" продаётся..." А помолчав, добавил: "Как и всякий другой закон у нас..."
Короче говоря, выявленная ещё дедушкой Лениным "детская болезнь левизны" присутствует на форуме в полный рост. Нью-йоркский художник Евгений Фикс выступил на форуме с дерзким проектом. Он высылал крупным буржуйским фирмам в подарок английское издание ленинского труда "Империализм, как высшая стадия капитализма", а потом, собрав ответы фирм, вывесил их на всеобщее обозрение. Мне это напомнило отделение овец от козлищ перед всемирной пролетарской революцией. "Кока-Кола", например, ответила резко и в стиле "пошёл ты к лешему!", "Макдоналдс" вежливо выслал книгу обратно, у "Шанели" не оказалось корпоративной библиотеки, а вот "Форд", поблагодарив, ответил, что такая книжка у них уже есть и её читают! Кто пойдёт гореть в пламени революции, по-моему, ясно.
Глупо отрицать наличие социально-политического подтекста и в отличной стёбной композиции Сергея Шубина, где плюшевые медведи несут лозунги: "Колобок, go home!", "Мёда!", "Малина - для каждого!", "Зимние льготы по ЖКХ для спящих!" и "Леса - медведям!". Проект Андрея Бисти похитрее - некая урна, куда следует опускать шары, которые потом выкатываются наружу, легонько сотрясая конструкцию (фото 2). Напоминает советские выборы из одного кандидата. А самый кайф в том, что "шароприёмник" выполнен в форме железной насадки на примитивный плуг. Мол, куда вам, ребятам "от сохи", переть в большую политику...
В общем, отличных проектов там хватает. Любителям современного искусства должно понравиться. Но, умоляю, не ведитесь на концепцию "выбор-отбор-альтернатива". Потому что она высосана из пальца любителями заморочить и "взорвать" мозг доверчивого зрителя идиотскими фразочками типа: "Прошло время текста без контекста, наступило время контекста без текста". Ерунда это всё, блажь и игрушки потасканной богемы. Лучше всего не обращать на них внимания, а, нажав кнопочку на композиции группы "Куда бегут собаки", умиляться, глядя, как из крутящихся портретов Склифосовского и Станиславского получается Мичурин.
Смотрите также: