Примерное время чтения: 6 минут
137

Кавказцы в Москве

Не так давно сотрудники ГУБОП МВД России сумели задержать руководство московского банка "Трасткредит", которое занималось оказанием помощи главарям бандформирований в Чечне. Банк имел сеть пунктов обмены валюты, по оперативным данным, часть средств от их выручки переправлялась в Чечню. На эти деньги закупалось оружие, боеприпасы, снаряжение. Сейчас сотрудниками ГУБОП проверяются еще около 10 московских банков, которые могут вести такую же деятельность.

Как рассказал нам Михаил СУНЦОВ, начальник оперативно-розыскного бюро ГУБОП МВД России, в Москве действуют около 20 чеченских ОПГ, часть из которых пытаются проникнуть в крупный бизнес и бюджетообразующие отрасли, такие, как топливно-энергетический комплекс, металлургию, новые технологии.

-В МОСКВЕ сейчас существует 3-уровневая система построения чеченского ОПГ. Первый уровень - это молодежь, которая приезжает сюда, не учится и не работает, а занимается грабежами, разбоями, вымогательством.

Второй уровень - более солидные люди, которые сегодня поставили перед собой цель проникнуть в крупный бизнес и бюджетообразующие отрасли. Часть из этого так называемого "второго эшелона" помогает незаконным бандформированиям. Она нацелена на быстрое получения прибыли, с дальнейшей переправкой ее в Чечню. Другая часть этой группы наравне со всеми пытается удержаться в столичном бизнесе всевозможными путями, легальными и нелегальными.

И самый высокий разряд - это работники властных структур Чеченской Республики, которые выехали в разное время за ее пределы, продолжают работать с целью создания для себя политического имиджа и финансовой базы и рассчитывают вновь прийти к власти в Чечне.

- Какова сейчас примерная численность чеченских ОПГ?

- Известно, что за территорией Чечни проживает более 450 тысяч человек. Это по подсчетам самой чеченской диаспоры. Я ни в коем случае не хочу сказать, что вся чеченская диаспора криминальная: у преступности нет национальности. А вообще на территории России взято на учет более 1100 преступных групп, из которых более 700 - северокавказские, общей численностью около 3000 человек. Примечательно, что около 300 из них действует на территории СевероКавказского региона, а большая часть - на остальной территории России.

- Существует ли связь между чеченскими ОПГ в Москве и в самой республике?

- Безусловно. За это говорят способы совершения преступлений, цепи заказчиков и исполнителей. Известен, например, путь перевозки похищенных людей: Москва - Ростов - Волгоград - Астрахань - Калмыкия - Дагестан - Чечня. Если брать экономические преступления и помощь бандформированиям, то классическим примером может служить банк "Трасткредит". Из 13 пунктов обмена валюты, принадлежащих этому банку, большая часть грубо нарушала валютное законодательство. Часть "черного нала", полученная через эти обменники, самолетом наличными переправлялась в Чечню лидерам бандформирований, среди которых было и окружение Руслана Гелаева. Деньги - это не оружие, так что провести их вполне возможно. Вторым этапом было выявление деятельности руководства банка. Председатель банка Дадаева Раиса Далхатовна и сообщник - сотрудник банка, а также еще 2 человека из Минсельхоза задержаны.

В преступную орбиту этого банка входили 20 фирм-однодневок и другие банки, среди которых "Ирс" и "Хлеб России". Сейчас в поле нашего зрения оказались более 10 московских банков, которые, возможно, оказывали помощь лидерам бандформирований. Пока проводятся оперативные мероприятия, говорить об этом рано, но поверьте, что у нас были серьезные основания предполагать возможность подобной деятельности.

Если говорить о сумме вывезенной наличности, то всего таким образом было переправлено около миллиона долларов.

- А какова же область деятельности северокавказских ОПГ в целом?

- В основном это квалифицированные вымогательства, разбойные нападения с применением оружия. Также в орбите их интересов находится специфичный для этих республик способ производства и сбыта. В Дагестане это, например, рыбный промысел и бюджетные средства, в основном пенсионный фонд. Одно время все прилавки российских магазинов были завалены водкой из Осетии, за Кабардино-Балкарией закрепился незаконный оборот алкогольной и табачной продукции. Это если вкратце о направлениях деятельности.

- А как северокавказские группировки уживаются со славянскими?

- Сейчас чистые этнические группировки встречаются редко, в основном они смешанного состава. Как я уже говорил, у бандитизма нет национальности. Недавно задержали преступное сообщество, которое занималось похищением людей. Так вот, для устрашения заложнику отрубали пальцы: один палец - чеченец, другой - русский. В этом ОПГ каждый выполнял свою роль, целью которой было получение выкупа.

Не секрет, что таджики тесно взаимодействуют с азербайджанцами, которые контролируют большинство рынков. Таджики, в основном перевозящие наркотики из-за пределов России, сбывают их через азербайджанцев на рынках.

- А кого можно назвать криминальными профессионалами среди кавказских ОПГ?

- Это грузины - профессионалы грабежа и разбоя. Им нравится врываться в квартиру с оружием наперевес и без масок. Не следует забывать, что 70 процентов "воров в законе" кавказского происхождения - своеобразная дань традиции.

- Существует ли какая-то особенность чеченских ОПГ по сравнению с другими кавказскими?

- Да, чеченцы редко совершают преступления в отношении своих. Действует неписаный закон кровной мести. Они народ маленький, и найти обидчика очень легко. Даже через 50 лет его или его близких может настигнуть месть. Сейчас в Чечне очень много кровников в связи с боевыми действиями. Очень многие освобожденные нами заложники рассказывают, что вместе с ними содержались и заложники-чеченцы.

- Есть ли особенности в борьбе с этническими ОПГ?

- Во-первых, корпоративность группировок по национальному признаку. Она не позволяет в достаточно короткое время проникнуть внутрь и понять, по какому принципу строится ОПГ. Во-вторых, языковой барьер. Поэтому мы все чаще привлекаем к работе сотрудников, которые сами являются выходцами из тех мест. Эти люди знают национальный язык, а иногда и не один.

Кроме этого, наши сотрудники изучают историю тех регионов, на территории которых приходится работать, их быт и обычаи. И даже сдают друг другу экзамены. Поэтому можно говорить, что борьба идет не только на экономическом и криминальном, но и на культурном уровне.

P. S. Редакция "Разбора" выражает благодарность пресс-службе ГУБОП МВД России и руководству Института МВД за помощь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно