До командного пункта полка оставалось не более километра. Шеститонный "Урал", нарезая колесами полуметровые гребни грязи, упорно поднимался в гору. Начальник продовольственной службы 104-го полка ВДВ капитан Костя Таланов спешил в часть. Хлеб, груз не менее ценный, чем боеприпасы, который он вез с тыловой базы в Хасавюрте, очень ждали десантники. Консервированная армейская "черняшка", маленькие буханки-кирпичики, скорее напоминающие коробки с крошками, всем надоела. В кузове лежали сотни пухлых и ароматных буханок белого хлеба.
Капитан Костя Таланов водителя не подгонял. Дорога была опасной, крутой. При одном неверном движении водителя грузовик мог сорваться в овраг. Впереди шла охрана - боевая машина десанта, которая виртуозно прошла крутой поворот, последний перед въездом на полковой блокпост. Три фугаса (как потом выяснилось, 122-мм артиллерийские снаряды) одновременно взорвались под задним мостом. "Урал" на секунду повис в воздухе и рухнул под откос, превратившись в огненный шар с траурной каймой дыма. Горящие буханки хлеба, облитые соляркой из разодранного взрывом бензобака, яркими факелами усеяли землю на сотню метров вокруг воронки.
Когда, минут через десять, десантники подбежали к грузовику, все было кончено. Начпрод полка капитан Костя Таланов и два бойца сгорели заживо. От десантников-тыловиков остались три кучки спекшейся от огня человеческой плоти, которые уместились на одних носилках... Старшина солдатской столовой, не скрывая мужских слез, подбирал с земли опаленный взрывом хлеб...
Как потом выяснилось, фугасы были установлены в прошлом году. Электрический провод, проложенный от места взрыва до кустарника в низине, успел зарасти травой. Рядом с местом, где сидел вражеский подрывник, десантники нашли импровизированную клумбу. Внутри клумбы, украшенной бумажными цветами и фантиками, - выложенная вбитыми в землю колышками (как забор на огороде) надпись: "Добро пожаловать в ад!"
Разведчики не сомневались, что взрыв на горной дороге - дело рук Черного Магомеда. Так называют главного специалиста по минно-взрывному делу в отряде Хаттаба, который еще в первую чеченскую войну проходил спецподготовку в Афганистане и Пакистане.
В горах Чечни смерть на дорогах поджидает на каждом шагу. Армейская и милицейская техника на минах и фугасах подрывается почти ежедневно. Например, боевики подсмотрели, что федералы передвигаются по дорогам, сидя сверху на броне, хотя в свое время был жесточайший приказ - двигаться только внутри БМД, БТР, БМП. Но техники не хватает, а фронтовая практика показала, что единственный шанс остаться в живых - только у сидящих на броне. И как говорят военные, контузия в этом случае не страшнее триппера.
Фугас - это обычный артиллерийский или танковый снаряд, который "заливается" расплавленным толом вперемешку с гвоздями, болтами, металлическими шариками. К взрывателю на расстоянии 100-300 метров крепится электрический или телефонный провод. Движется по дороге колонна - подрывник, сидящий в засаде, замыкает провода на обычной батарейке от карманного фонаря или транзистора...
Трехгодовалая немецкая овчарка Рики - единственная "женщина" в Ленинской комендатуре города Грозного. На 8 Марта ее чествовали все мужчины в камуфляже. Благосклонно виляя хвостом, Рики принимала подарки: колбасу, тушенку, конфеты, сгущенное молоко, печенье. Один армейский офицер повесил на шею Рики ожерелье из молочных сосисок.
В обычные дни инструктор-кинолог Екатеринбургского УВД Владимир Широков свою боевую подругу не балует деликатесами. Кормятся они из одного котла: макароны, каша, тушенка. Мясо - за особые фронтовые заслуги. На Володю Рики не обижается. Службу несет исправно. Выстрелов не боится. На грозненских дворовых кобелей смотрит свысока. Еще бы. Рики - настоящий фронтовой сапер, точнее, саперша.
Первые результаты "обмывали" чаем все милиционеры Екатеринбурга. Их "землячка" отличилась на первом выезде: нашла растяжки, артиллерийские снаряды и фугас. "Девочкой" заинтересовались. Теперь на патрульном БТР ее место не занимают даже старшие офицеры.
За три месяца Рики спасла жизнь не одному солдату и офицеру. На зачистках видет себя как заправский солдат. Обнаруженные боеприпасы, оружие охраняет до прихода специалистов. На счету хвостатого сапера более 60 боевых выездов. Ежедневно ее послужной список пополняется новыми запасами. При помощи собачьего носа - а на взрывчатку и патроны у Рики особый нюх - саперы обезвредили неразорвавшиеся авиабомбы и снаряды, обнаружили десятки мин, сотни патронов к автоматическому оружию, десятки килограммов взрывчатки.
Особенно Рики отличилась при разминировании русского православного кладбища в Грозном.
Но, как говорится, и на собаку бывает проруха. Во время милицейской зачистки частного сектора хвостатая саперша нашла растяжку. Сунув под нее нос и пройдя около метра, Рики замерла, обнаружив гранату Ф-1 (осколки оборонительной гранаты поражают живую силу на расстоянии до 200 метров). Неожиданно чихнув от скопившейся под крыльцом пыли, собака дернула мордой, задев носом туго натянутую проволоку, идущую к чеке. Услышав характерный сухой щелчок гранаты, Володя Широков сбросил Рики с крыльца и накрыл своим телом. Смертоносные осколки пролетели над задницей кинолога. Один из них ударил в землю рядом с носом Рики.
Затем они долго сидели перед "разминированным" крыльцом, смотря друг на друга, - человек и собака. В кармане у офицера нашлась карамелька. С тех пор Рики, как настоящий сапер, не ошибалась. А в свободное от боевой работы время повышала профессиональный уровень; в комнате, где Рики живет с кинологом, натянута проволока к учебной гранате. Рядом всегда лежат сахар и печенье. На случай поощрения саперши Рики.
Об одном жалеет кинолог Володя Широков: говорят, что на собак, даже фронтовых, наградные листы в Кремль на подпись Путину направлять никто не разрешает.