КОГДА в прошлом году Ирина Привалова объявила о том, что будет бегать 400 м с барьерами, многие скептически усмехнулись. Когда тебе за 30 и даже в своем любимом коротком "гладком" спринте ты уже не можешь бороться за призы, начинать все заново - безумие. На самом деле, что получится, не знал никто. Кроме двух человек - самой Ирины и Владимира Паращука, ее тренера и мужа.
- Это он настоял на том, чтобы я начала бегать "барьеры", - призналась Привалова после того, как выиграла в олимпийском Сиднее свое "золото". - Хотя сначала они приносили мне сплошные мучения: разбивала в кровь ноги.
ЕСЛИ ДОЛГО МУЧИТЬСЯ...
- У некоторых может создаться впечатление, что вся ваша карьера - одни мучения. Столько травм, сколько было у Ирины Приваловой, наверное, не было ни у кого из известных легкоатлеток. Взять хотя бы последнюю - отрыв мышцы бедра зимой 1997 г., из-за которой вы пропустили целый сезон...
- Я, если честно, сама не помню, сколько у меня было травм - стараюсь сразу же забывать о них. Но ту, в 97-м, конечно, забыть трудно. Меня с помощью, замечу, суперсовременной аппаратуры обследовали и в Париже, и в Амстердаме, но оба раза местные светила медицины ошибались. Я уже боялась, что все бесполезно. И только в Москве, в госпитале имени Бурденко, без применения компьютеров, что называется на глазок, наконец был поставлен точный диагноз - отрыв мышцы. И сразу стало ясно, что без операции не обойтись. Нет, все-таки у наших хирургов "золотые" руки.
- Однако что вас заставило продолжать карьеру? Ведь большинство спортсменок, у которых похожие проблемы, уходят, понимая, что молодых уже не догнать? Может, просто хотелось заработать?
- Да я больше трачу на лечение, чем зарабатываю, - улыбается Привалова. - А бег для меня, как бы это сказать... Понимаете, кто-то водку пьет, кто-то наркотики употребляет и жить без этого не может. А я бегаю.
В приваловском сравнении бега с наркотиком в общем-то нет ничего удивительного. Они с Паращуком действительно слывут в легкоатлетическом мире фанатиками. Их союзу, который превратился в официальный брак три года назад, уже добрый десяток лет. Все десять лет создавалось такое впечатление: Паращук с Приваловой думали только о беге и ставили свои эксперименты. Сначала они привели к тому, что в начале 90-х белая бегунья вдруг стала реальной конкуренткой темнокожим спринтерам (после того как рухнула ГДР с ее выращенными на допинге суперспринтершами, подобное трудно было представить), а теперь к тому, что Ирина выиграла Олимпиаду. Кажется, что, кроме бега, дуэт ничто не интересует. Даже сын Ирины от первого брака Алексей, которого крайне редко видят рядом с ней на соревнованиях.
- Почему вы не берете с собой сына?
- Знаете, я и в самом деле люблю побыть одна. Я имею в виду - во время состязаний, чтобы ничто не отвлекало. Беру его в те города, которые обязательно надо посмотреть.
- Из Алексея, которому уже 12, вы тоже собираетесь сделать спортсмена?
- Может, профессиональный спортсмен из него и не выйдет, но спортом сын увлекается. Сначала занимался волейболом - секция была рядом. Сейчас переключился на борьбу, а кумиром у него стал, конечно, Александр Карелин. Представляете, как он переживал недавно, когда не смог достать билеты на московский чемпионат Европы.
ШТУЧКА С УДОЧКОЙ
- А у вас у самой какие увлечения? Говорят, одно из них совершенно нетипично для женщин - рыбалка?
- Да, рыбу ловить я очень люблю. Вернее, не ловить, а просто, пусть не клюет, посидеть с удочкой на бережку. У нас есть любимое местечко в Подмосковье - рыбсовхоз под Кубинкой. Там вообще-то клев неплохой, но, даже если рыбы нет, мы ее покупаем в магазине и потом все равно делаем уху.
- И что чувствуете после этого?
- Полное расслабление!
- А вот чисто женские штучки, судя по тому, что в Сиднее на старт вы вышли ненакрашенная, вас не интересуют? Редко сегодня можно увидеть на дорожке бегунью без макияжа...
- Ошибаетесь. К косметике я неравнодушна. Просто у меня разминка особенная - очень интенсивная. Пот после нее течет градом. Поэтому накладывать макияж никакого смысла не имеет - вся "красота" тут же потечет.
- Хочется сделать вам комплимент: даже без макияжа вы остаетесь привлекательной женщиной. Как вам это удается?
- Может, все дело в том, что я почти всю весну в Кисловодске на минеральных водах и свежем горном воздухе провела - у нашей команды там сбор бы.
То, что Приваловой очень нравится Кисловодск, - не случайно. Нынешние наши звезды легкой атлетики вообще-то предпочитают тренироваться, а многие и жить за рубежом. Привалова - исключение из правил. Она не скрывает, что не любит заграницу.
- За что же?
- Понимаете, как-то неискренне все там. Там все другое, начиная от людей и заканчивая питанием. Меня, например, раздражает, что за границей нет каш и борщей, которые я просто обожаю.
- Ясно: борщ и каша - ваша любимая еда. А какие напитки предпочитаете?
- Кофе. Обязательно выпиваю перед стартом чашечку крепкого эспрессо.
НАЗЛО РЕКОРДАМ
- Кофе - это своего рода примета?
- В принципе спортсмены - народ очень суеверный. Но лично у меня примет в жизни нет. Раньше были: кроссовки обязательно с "той" ноги надевать, допустим, надо было. А сейчас я к таким вещам абсолютно равнодушно отношусь. Ничто не волнует, даже число "13".
Бегать Ирина собирается как минимум лет пять-шесть: "А что, Мэрлин Отти - 40, а она в полном порядке. А Катя Подкопаева вообще в 45 чемпионкой мира стала". И легкая атлетика по-прежнему для нее все. А Паращук считает, что олимпийское "золото" на 400 метров с барьерами - это далеко не все, на что способна его супруга, которую еще летом никто не принимал в расчет.
- Что, попробуете побить мировой рекорд в барьерном спринте?
- Почему именно в барьерном и именно в спринте? - хитро улыбается в ответ Паращук. - Я тут планирую попробовать 800-метровку...
- Но это же совсем другая дистанция?! Там же конкуренция какая!
- А мы придем - и конкуренции не будет.
И непонятно, шутит Паращук или говорит серьезно.