КОГДА нам говорят о язычниках, большинство людей, далеких от этой религии, представляют себе дикое племя, приносящее кровавые жертвы идолам. Пока одни дымят моторами и болеют идеями космополитизма, другие приближаются к природе и ищут свои корни.
Славянское язычество возродилось еще в начале 80-х, а сегодня несколько московских общин собираются на праздники, чтобы прославить древних богов, попировать, повеселиться и просто подышать свежим лесным воздухом. Выглядит это очень колоритно. Несколько десятков человек в русских народных костюмах, с ритуальными песнопениями водят хороводы у костра, устраивают ратные состязания, приносят жертвы. Жертвой называют посвящение богу, а не отказ человека от чего-либо, и тем более не страдание и смерть ради богов. Более традиционны для современных язычников растительные дары идолам. На алтарь (специальный камень со священными знаками) кладутся немного зерна, фрукты или овощи, иногда проливается кровь животного, которое до этого хорошо кормят и всячески за ним ухаживают. Кровь считается вместилищем жизненной силы, поэтому цель кровавых жертв - дать богу немного жизненной энергии. Кровь в больших количествах не проливается, потому что жизнь так же священна, как боги. А боги язычников - это силы природы: Перун-громовержец покровительствует воинам и поддерживает мужественность, Велес - символ мудрости, Лада - богиня любви и богиня весны, Макошь - богиня судьбы и домашнего очага. Кроме богов существуют духи. Почитается каждый камешек и каждое деревце. Верующий язычник никогда не позволит себе сломать ветку без нужды или оставить после себя кучу мусора на поляне.
Пока христиане вовсю постятся и отказывают себе в плотских утехах, язычники собираются на празднование весеннего равноденствия и гуляют на всю катушку. В резной деревянной чаше - братине плещется медовуха или пиво. Участники обряда по кругу передают чашу и возносят славу богам. Чуть-чуть меда волхв плеснет и в большой костер посреди круга. Таким образом приносится жертва священному огню. Смысл праздника - веселиться, чтобы толика общего задора радовала богов. Народ водит хороводы, играет в ручеек, устраивает потешные кулачные бои. Зимой берут снежные крепости и будят ряженого медведя, прогоняя таким образом зиму - холодную Морену. А летом плетут венки и пускают по реке.
В процессе обрядов язычники должны очиститься водой. Наши предки вкладывали в умывание сакральный смысл, а мы, дети технической цивилизации, делаем это чисто из гигиенических соображений. В каждом доме возле умывальника висел расшитый рушник. Как правило, в вышивке присутствовало множество сакральных символов. Умывшись, человек прикладывал лицо к священным символам богов Руси, чтобы они его поддержали и наставили на путь истинный. Смывая грязь и пыль, язычник очищается от наносного, чтобы стать самим собой и восстановить поврежденную городским ритмом жизни энергетику. Существует и передаваемый из поколения в поколение практический опыт творить "наговоренную воду". Таким образом, человек получает защиту посредством усиления некоторых свойств его характера.
Очистительные обряды огнем проводятся во время древнерусских праздников, привязанных к солнечному календарю. Это Колядки, Масленица, Купала (летнее солнцестояние), Троян (осеннее солнцестояние). Перед обрядом обычно проводят очищение организма: несколько дней едят только каши. В это вкладывается особый смысл: каждое семя для земледельцев-славян - символ волеизъявления жизни. А коллективное очищение включает в себя прыжки через костер. Самые стойкие ходят по углям. Причем пятки себе не обжигают. Это связано с тем, что хождение по "огненному ковру" - магическая практика. Прежде чем ступить на раскаленные угли, человек входит в особое состояние сознания и не только не получает ожогов, но и пополняет свою внутреннюю силу.