Примерное время чтения: 6 минут
138

Израиль. Никто не прав, все виноваты

Ни одна сводка новостей сегодня не проходит без известий из Святой земли. Покой ей давно уже даже не снится. На что похожа жизнь не на, а в пороховой бочке? Об этом рассказывает наш корреспондент Дмитрий ВЕБЕР.

На что он похож?

РЕЛИГИОЗНЫЕ евреи называют своего бога Эйн Соф, "бесконечный", и утверждают, что это объект, которому нельзя приписать никаких свойств. Страна евреев Израиль - в том же духе. Израилю нельзя приписать никаких свойств. Нельзя сказать, что там жарко, - зимой совсем не жарко, нельзя сказать, что там воюют, - где воюют, где не воюют; нельзя сказать, что Израиль маленький, - почему-то сразу убеждаешься, что изнутри он больше, чем снаружи; нельзя сказать, что он большой, - с некоторых башен Иерусалима видно и Средиземное, и Мертвое море. Это религиозная страна, где вместо конституции - Тора, живут там атеисты. Там хорошо и плохо, хочется остаться навсегда и никогда его больше не видеть. Леса, моря (4 шт.), пустыни, реки, горы, поля, города, села, мужчины, женщины, ишаки и максимальное количество машин и мобильных на душу населения - это все Израиль. И далеко не только это.

В одном нет сомнений - Израиль нам небезразличен, как ни одна другая страна. Потому что там у каждого из граждан бывшего СССР живет одноклассник, друг, а то и родственник. Потому что там находятся святыни ислама и христианства. Хотя бы потому, что ООН образовала Израиль под давлением Сталина и свою независимость евреи отстояли при помощи советского оружия, переправленного через Чехословакию в 1948-м. Просто потому, что этот клочок земли традиционно притягивает к себе самые мощные силы планеты - раньше это были коммунизм и социализм. Теперь?

Война - это их жизнь

ПОХОЖЕ, теперь это ислам и неверные. Мир в обмен на территории - сказка рождественского деда Клинтона. Никто в Израиле не думает, что мир вдруг возьмет и наступит. Не так мало арабов, которые успокоятся, лишь сбросив евреев в море. Хватает и евреев, которые готовы вести переговоры с арабами лишь при помощи автоматов. Это не сильно отличается от ситуации с Чечней (Ольстером, Карабахом), только площадь страны заметно поменьше. Говорят, у Арафата рак, скоро он преставится и вот тогда-то и наступит самое интересное. Предлагают разделить Иерусалим. Отличная идея - если сейчас там арабы забрасывают камнями туристов и израильтян, то после раздела они, очевидно, воспользуются ракетами. Если не разделить, то тоже воспользуются. А у евреев еще и 100 атомных зарядов есть. И у Ирана есть или будет. Евреи никогда не уйдут с территорий, иначе их оттуда же и расстреляют. Как расстреливали каждый день с Голанских высот, пока там была Сирия. Арабы же никогда не отступятся, потому что эта земля принадлежала им несколько столетий. Никто не прав, все виноваты. Другое дело, что такая ситуация существует уже 50 лет, а то, что происходит сейчас, просто очередной экстремум. Так что нечто необычное происходит только для остального мира - для Израиля и Палестины в событиях последних месяцев нет решительно ничего нового.

Все арабские районы, которые отличались от прочего Израиля лишь большим количеством грязи, нищими и низкими ценами, стали регионами повышенной опасности. Арабские деревни объезжают - могут закидать камнями или обстрелять. Люди без автоматов на арабские территории не суются, хотя именно там находится большинство святынь христианства, традиционно посещаемых туристами. Туристов мало, индустрия несет убытки.

Конечно, вина лежит и на евреях - вот уже 33 года Иерусалим в их руках, а мира так и нет. Арабские дети в Старом городе Иерусалима играют с автоматами, очень похожими на боевые, играют только в войнушку. Арабы с оккупированных территорий дискриминируются все эти годы так, как... скажем, кавказцы - московской милицией. То есть так, как евреев не дискриминировали даже в Средние века.

А Израиль живет. Буднично, скучно, без паники. "Оптимисты учат иврит, пессимисты - арабский, реалисты учатся плавать" - это всего только шутка. Работают и клубы, и университеты. Хотя к Иерусалимскому университету ходят бронированные автобусы - дорога пролегает через арабские кварталы. В Эйлате кипит курортная жизнь, хотя из окон самого дорогого отеля огни военных баз Иордании и Египта видны в темноте очень отчетливо. Про политику вспоминают, если есть время - жизнь там недешевая, крутиться надо.

Красота пустыни

ВОСТОЧНЫЙ Иерусалим - имя нарицательное. Всего лишь квартал, выросший за стенами Старого Иерусалима (за пределы городской стены Иерусалим разросся только в середине прошлого века - это за 3000 лет существования). В арабскую часть стараются не заходить, так, значит, непременно надо это сделать. Ну и что? Обычный восточный городок. Центральная улица старается быть похожей на Европу, все остальное - грязь, бедность, помойки, козы и ослики. Цены низкие, израильтяне раньше ездили сюда за продуктами и запчастями к машинам. Хотя можно невзначай напороться на сад, где, по преданию, читал проповеди Иисус. Вооруженных людей не видно, а толпа, такая разнородная в еврейском Иерусалиме, вдруг мгновенно становится полностью мононациональной.

Есть еще арабский квартал Старого города, который, в сущности, ненамного больше Кремля, и что там делить на сектора, не вполне понятно. В основном местных арабов кормит (кормил) туристический бизнес, их сувениры стоили дешевле еврейских или христианских. Теперь туристов не увидишь, даже к красивейшему храму Иерусалима - мечети Омара - не пускают. Потому что еврейские экстремисты норовят его взорвать, а арабские экстремисты норовят взорвать близлежащую Стену Плача.

Иерусалим, Средиземное и Мертвое море... Раньше были Назарет и Вифлеем, теперь туда арабы не пустят... Что еще вам или вашим знакомым показывали в Израиле? Эйлат? Скукота... Самое главное скрыто от туристов даже в такой небольшой стране, как Израиль. И скрыто ох как надежно! Люди, выходящие из кондиционированного автобуса в пустыне Негев, бывало, падали без чувств после 10 шагов. Температура воздуха +45. Причем девять месяцев в году. Поэтому нужно попасть в оставшиеся три зимних месяца, постаравшись не угодить под дождь. И вот тогда можно увидеть то, что так тщательно скрывается.

Пустыня - не песчаная, а каменная. Жить там нельзя, воды нет. Горы буквально завораживают своей нереальной красотой. Тонущие в дымке глубокие каньоны... Цветок, притаившийся под камнем. Одинокое полузасохшее дерево, за которым - голый камень, насколько хватает глаз... Десятки километров без единой травинки. Да обалдеть можно, кажется, от любого вида Негева! Бедуинский лагерь. Словами не описывается, особенно запах. Безупречное шоссе. Черные горы. Угольно черные горы несколько километров подряд! К сожалению, смотреть фотографии и быть на месте - все равно что смотреть порнографию и соответственно...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно