Не хочу говорить банальности, представляя сегодняшнего собеседника "АиФ. СВ" и перечисляя все его многочисленные звания, регалии, снятые фильмы и поставленные спектакли. Буду лаконичен - главный режиссер театра "Ленком" Марк Анатольевич ЗАХАРОВ.
О врагах, друзьях и деньгах
- Какой у вас кабинет большой, Марк Анатольевич.
- Да, но у Михал Андреича Суслова все же побольше был.
- Не ожидал, что в ваши апартаменты так просто попасть. Даже секретарши и той нет.
- Думаете, мне надо рамку, как в аэропортах, поставить перед дверью, чтоб пиетет был?
- Лучше не надо. К тому же, насколько я чувствую, пиетет к вам в театре и без того есть. А вы думаете о времени, когда уступите кресло главрежа? Преемник у вас есть?
- Нет. Я когда-то преждевременно выступил с одной статьей. "Зачем Москве 200 театров?" - название было немножко резковатое, но мысли-то там были достаточно разумные: о том, что должен быть какой-то орган управления, который занимался бы проблемами некоей ротации в руководстве творческих учреждений в столице. Сейчас ведь господствует феодальный признак: мы тебя назначаем, и это назначение пожизненное. Хотя, правда, я единственный человек, с кем у московского правительства заключен контракт. Пытались предложить контрактную систему и артистам, но они от нее отказались.
- Как вы думаете, спектакль может что-то изменить в обществе?
- В обществе - нет. Но может что-то внести в душу, подсознание отдельного человека, как хорошая музыка, например. Я вспоминаю спектакль "Синяя птица" во МХАТе. На меня он оказал какое-то завораживающее воздействие.
- Это был первый спектакль, который вы видели?
- Один из первых. Родители любили водить меня в детские театры.
- А у вас не было мысли поставить детский спектакль?
- Нет. Это же отдельное искусство.
- А об опере не думали?
- Мне один из директоров Большого театра несколько лет назад сказал, что для полноты биографии мне надо поставить оперу. Я довольно долго отшучивался, что, мол, уже изучаю партитуру. А недавно у меня был достаточно серьезный разговор о постановке "Кармен" в Большом. Но потом я чего-то испугался. Новых идей в отношении этой оперы у меня не возникло.
- Когда вы поняли банальную истину, что счастье не в деньгах?
- (Заговорщицки.) Если совсем честно говорить, а последние лет восемь я стараюсь не врать, я бы не сказал, что уж так уверен в этом. Все говорят: главное - здоровье, здоровье не купишь. Но ужас или - не знаю - могущество нашей цивилизации в том, что за деньги можно купить себе несколько лет жизни. Лужков проспонсировал мою операцию на сердце, и поэтому мы сейчас с вами беседуем. А так я должен был несколько лет назад уйти в мир иной. С помощью денег можно принести счастье или достаток тем людям, которые находятся на грани тяжелого существования.
- Что важнее в жизни - везение или талант?
- Соединение. Вопрос случая и стечения обстоятельств играет гигантскую роль. До появления квантовой физики считалось, что все находится в этом мире в строгой причинно-следственной зависимости. Оказалось же, что некое хаотическое случайное движение может привести к неожиданным фантастическим, в том числе и радостным последствиям. Кто-то из умных людей сказал - это относится и к режиссерам: сделайте меня один раз талантливым, а дальше я все сделаю сам.
- Врагов своих в лицо знаете?
- Не всех.
- Подскажу вам одно имя. В газете мне попалось интервью с Арчилом Гомиашвили, который говорит, что вы уволили его из театра из-за зависти. Мол, он подъезжал к "Ленкому" на "Мерседесе", а вы в потертых джинсах на троллейбусе.
- Думаю, его мучают какие-то комплексы. Он одаренный актер. Но одаренность предпринимательская у него выше. Может, и хорошо, что она победила в нем. Я никогда не испытывал комплекса зависти, к артистам особенно.
- Какой вы счастливый человек!
- Правда, это так. Я считаю, что артист должен зарабатывать больше, чем режиссер. Он должен быть на виду, пользоваться благами.
- Его профессия сложнее, чем ваша?
- Нет, просто актер - главное в театре. Я радуюсь, когда вижу, что у кого-то из актеров появляется новый автомобиль, хотя этот человек вроде еще и не должен был по своим заслугам его купить.
Полушутя-полусерьезно
- Вы во сколько домой приходите?
- Как правило, в 11 вечера я уже дома. День у меня делится на две части - с утра до двух часов дня репетиции в театре или какие-то совещания, потом перерыв - без него я жить не могу, нужно чуть передохнуть, - и какие-нибудь мероприятия вечером.
- Мечтать любите?
- Последнее время я... Понимаете, всю жизнь я провел в разного рода мечтаниях. И последнее время меня стало пугать, что количество мечтаний резко уменьшилось. Может, это потому, что я перевалил за 65-летний рубеж?
- Возраст для вас болезненная тема?
- Это тяжело... У вас дети есть?
- Нет.
- Когда будут, в 4 года начинайте учить их иностранному языку. 3-4 языка будут знать. А вот мне сейчас выучить язык иностранный... Я тут попробовал, так у меня сразу давление поднялось. Я знаю 28 английских слов, которых мне в общем-то хватало. Но захотелось улучшить. Начал с неправильными глаголами разбираться, а давление возьми и подскочи.
- А чему бы вам хотелось научиться сейчас?
- Очень бы хотелось язык освоить. Если какой-нибудь араб, недавно переехавший в Европу, плохо говорит на языке, я нахожу в нем единомышленника. В том смысле, что я его понимаю. А техника... К сожалению, особой дружбы с ней нет. Я когда коммунальные платежи осуществляю, то на калькуляторе просчитываю, сколько должен платить, а потом подлым образом в столбик все от руки пересчитываю. Как правило, у меня не сходится.
- Часто смотрите на звезды?
- Сейчас плохо с временем стало вечером. В детстве смотрел часто и много. Думаю, что пора вести размеренный образ жизни современного интеллигентного человека, с уикендом, с обязательным выездом за город. Тем более что мне удалось построить квартиру в загородном доме. В ЖСК творческих работников, живу на одной площадке с Ширвиндтом, с которым мы дружим и иногда играем в покер.
- Огород есть?
- Нет. Без огорода, но с чистым воздухом, некоторой долей листвы и иногда в отдалении прогуливающимся Радзинским.
- Критики хвалят спектакль ваших студентов "Мастер и Маргарита". А говорят, что Булгакова невозможно ставить. Это правда или легенда?
Поскольку я обещал вам говорить только правду, то скажу честно: я думаю, что Булгаков имеет некую посмертную судьбу. Ему небезразлично наблюдать с того света, как обращаются с его творениями. На съемках фильма "Мастер и Маргарита" Юрия Кары, которого никто не видел, происходили странные вещи. Однажды Кара попал в аварию. Фамилия человека, который врезался в его авто, была... Коровьев. А? А еще дочь мне рассказывала о первом съемочном дне. Ассистенты нашли хороший старинный купеческий буфет с чучелом совы наверху. Звучит первая хлопушка, актер становится возле комода, и эта сова, которая простояла на нем не одну сотню лет, неожиданно срывается со своего места, падает и клюет актера в темечко. Группа восприняла это как некое недовольство Михаила Афанасьевича тем, что делают с романом. Вообще об этом принято говорить полушутя-полусерьезно. Я не хочу говорить совсем серьезно, но и сказать, что отмахиваюсь от всего этого, тоже не могу.