Хотя актер Алексей ЖАРКОВ в кино сыграл более 130 ролей разного плана, широкая публика чаще вспоминает почему-то лишь его отрицательные персонажи.
- АЛЕКСЕЙ Дмитриевич, как-то после вашего спектакля услышала фразу: "Классный актер Жарков, а играет все время мерзавцев..." Как вы к этому относитесь?
- Вот те раз, на моем счету немало и положительных ролей. Я сыграл в кино "пламенного революционера" Ивана Бабушкина, к примеру. И Постникова - учителя Михайло Ломоносова. В МХАТе играл Лопахина в "Вишневом саде", Соленого в "Трех сестрах", Шуйского в "Борисе Годунове". Да много их! Сразу не вспомнишь. Но если кому-то из зрителей больше запомнились мои "мерзавцы" - что ж! К этому я нормально отношусь. Главное, что помнят.
- Что вам ближе? Есть какие-то пристрастия?
- Может, это банально звучит, но... мне все интересно! И мой подручный киллера в "Контракте на убийство", и Порфирий Петрович, которого я играл в мхатовском "Преступлении и наказании". Потому что все, что касается человеческого "я", человеческого нутра, человеческой судьбы, - все интересно. В Театре им. Ермоловой был очень хороший спектакль "Старший сын" по вампиловской пьесе. Я играл там Васеньку. Довелось общаться с Александром Вампиловым. Это было прекрасно! Он был чутким, умным, настоящим человеком, что видно по его пьесам. Они очень сочны в диалоге, в мыслях героев. Очень глубоки, непросты - сложные ходы, сложные отношения. И в то же время высокогуманны и очень человечны. Вот в таких вещах хочется играть, там есть простор для творчества. Ведь в чем главная задача актера? Наверное, в том, чтобы удивить, будоражить чувства. Чтобы образ, создаваемый актером, притягивал, привлекал внимание, запоминался... пусть даже это образ не совсем положительного человека. Понятно, конечно, что этим мы при всем желании не перевоспитаем зрителя... Но хотя бы поговорим о том, что волнует каждого из них...
- Вы влюбчивый человек? Когда играете влюбленного героя, то делаете это как-то по-особому тонко и проникновенно...
- Я не контролирую себя в своих чувствах - они сами собой приходят, возникают во мне. Здесь нет и не может быть какого-либо математического расчета. Конечно же, ощущение влюбленности есть в большинстве ролей, которые мне довелось сыграть. Да и по жизни тоже... Я считаю, что это действительно прекрасное чувство - нежное и возвышенное!
- Вас - человека, который так думает, так чувствует, так играет, - не коробит от чрезмерного обилия в кинопроизведениях последних лет чересчур откровенных, иногда похабных постельных сцен?
- Конечно, коробит. Но, видимо, задачи такие ставятся перед актерами. Наверное, время такое... У нас было по-другому. Мы в юности даже дотронуться до девушки боялись, стеснялись. А сейчас все просто и доступно. Видимо, отсюда и разнузданность, и похабщина. Времена меняются, а с ними и целый ряд понятий, нравственных норм. Сейчас нет или очень мало осталось определенных принципов - другая этика, другая эстетика в отношениях между мужчиной и женщиной.
- А что, по-вашему, люди не должны утрачивать ни при каких обстоятельствах в любые, самые смутные времена?
- Прежде всего порядочность и человечность. Мы стали очень жестокими по отношению друг к другу. Отсюда, как мне кажется, и все беды. Время-то у нас одно на всех, но люди разные, и перемены, которые иногда бывают болезненными, воспринимаются ими неоднозначно, неодинаково. Мы в большинстве своем потеряли ощущение и понимание того, что надо жить по заповедям, которых не так уж вроде бы и много для всего человечества. Их нельзя забывать. А мы... В нас утеряно чувство понимания - стремление понять другого человека в любой ситуации. Сплошь и рядом, к сожалению, абсолютно отсутствуют порядочность и любовь друг к другу. Об этом больно говорить, потому что нами утрачены самые основополагающие вещи! А отсюда, естественно, вытекает все остальное, в том числе и похабщина, и распущенность, и скотство. Но я думаю, что обязательно придет другое время, другие отношения. Люди перебесятся, наиграются в эту так называемую свободу, а на самом деле - вседозволенность, у них снова возникнет потребность в тепле, нежности. Они вспомнят, что любовь - это великое таинство, и найдут возможность обращаться друг с другом достойно и тактично.