За время нашего разговора Юрий Айзеншпис успел ответить, как минимум на 50 звонков. Добавьте к этой телефонной вакханалии работающие телевизор (канал МузТВ) и музыкальный центр ("Русское радио"), и вы поймете, что находитесь в одном из эпицентров нашего шоу-бизнеса.
"Кино"
- С чего вообще началась ваша карьера в шоу-бизнесе?
- С того, что в 17 лет у меня появился магнитофон. Я настолько был увлечен музыкой, что дни и ночи проводил у радиоприемника, ловил радио "Люксембург", Би-би-си и записывал на магнитофон. Потом стал коллекционировать пластинки и уже через год из простого меломана превратился во владельца крупной коллекции дисков.
В 64-м году мои школьные друзья решили создать рок-группу "Сокол", и на свой первоначальный капитал я технически их оснастил, купив музыкальные инструменты. А чуть позже попал в структуру Госконцерта. С коллективом "Серебряные струны" я объездил всю страну, совмещая функции директора группы и владельца всего музыкального оборудования. В 65-м году (мне было всего 20 лет) я получал за концерт 54 рубля. Приблизительно такую же ставку платили Иосифу Кобзону.
- Вы почти 18 лет отсидели за валютные операции. Выйдя на свободу в 88-м году, попали в разгар "перестройки". И сразу сориентировались, что происходит в отечественном шоу-бизнесе?
- Не сразу. Тогда разрушались государственные структуры в лице филармоний и Госконцертов. Они функционировали номинально и ситуацией не владели, и этот бизнес одним из первых перекочевал в частные руки.
Мой старый приятель Саша Липницкий (он играл на бас-гитаре в "Звуках Му") осенью 89-го года познакомил меня с Виктором Цоем. Я сделал группе "Кино" несколько концертов в Москве, после чего мы сблизились с Виктором, я часто бывал у них с Наташей Разлоговой (его второй женой) в гостях на Профсоюзной. А когда у Цоя возникли какие-то сложности с питерским театральным агентством, где лежала его трудовая книжка, он перешел на работу в МТО (молодежно-творческое объединение) "Галерея", в котором я трудился заместителем генерального директора. Кстати, у меня до сих пор лежат трудовые книжки музыкантов
"Кино".
- Группа "Кино" уже была широко известна, когда вы за нее взялись?
- Она была широко известна в музыкальной тусовке, но по стране ее знали единицы. Ведь тогда не было такого информационного поля, как сейчас, - радиостанций, телепрограмм, которые бы крутили песни "Кино". Это были первые шаги в технологии раскручивания артистов...
- ...и зарабатывания денег?
- Тогда меня не интересовал бизнес как таковой. В то время еще не было коммерческих структур на телевидении, и продвижение артиста в эфире было бесплатным. Это сейчас на раскрутку требуются немалые деньги. А на промоушн, который я сделал группе "Кино", я не потратил ни копейки. Кстати, два музыкальных канала - MTV и МузТВ - денег за ротацию клипов не берут, но за рекламу артистам приходится платить.
- Действительно ли Цой был такой крупной личностью, как о нем принято говорить?
- Если положить на чашу весов человеческие качества Цоя, а на другую - всех наших артистов, вместе взятых, то достоинства Виктора перевесят. Хотя он не подпускал к себе людей очень близко и на первый взгляд казался снобом. Это был прирожденный лидер, умеющий подчинять людей, даже не повышая голоса... Помню, как однажды Цой погасил очередной конфликт в коллективе. Мы должны были в течение суток попасть из Братска в Донецк, где планировался огромный сборный концерт. Прямого рейса туда не было, и нам пришлось лететь сначала в Красноярск, оттуда в Свердловск и потом на грузовом самолете в Краснодар. И оттуда на автобусе мы прибыли в конечный пункт. В общем, был проделан большой и тяжелый путь. Все, естественно, очень устали, но терпели, не подавая виду. Возмущался только барабанщик Георгий Гурьянов (Густав). Он вообще был самым конфликтным человеком в "Кино". Надо сказать, что все свежие идеи в творчество группы в основном привносил он, потому что уже тогда часто бывал за границей и вообще был талантливым художником и очень прогрессивным человеком. Но при этом Георгий был очень тяжелым в общении. И вот, узнав, что в Донецке нам придется выступать в одном концерте с Долиной и группой "Мираж", он закатил скандал: "Зачем мы сюда приехали? Почему мы выступаем вместе с дерьмовой попсой?" Затем Густав что-то сказал в мой адрес, я ему ответил. Именно Цой, правильно оценив ситуацию, заставил Георгия принести мне извинения. Кстати, в этом году исполняется десять лет со дня гибели Цоя. У меня остались неиспользованными уникальные видеосъемки. Может быть, удастся смонтировать из них какой-нибудь фильм.
Сташевский, Никита и другие
- Неужели после "Кино" вам интересно было работать с такими артистами, как Влад Сташевский?
- В работе со Сташевским у меня стояла другая задача - доказать всем, что роль продюсера в шоу-бизнесе значима. Да, есть категория исполнителей, которые, как Алла Пугачева, пробивались сами. Но эти времена канули в Лету. Сегодня молодые артисты без продюсера ничего не значат.
- Некоторые артисты, с которыми вы работали, жаловались, что вы заключаете с ними кабальные контракты и мало платите.
- Я знаю, условия, на которых работают артисты со многими фирмами грамзаписи и другими продюсерами. Они жестче, чем мои. Тот же Влад Сташевский получал гораздо больше, чем ему было положено по условиям договора. Кстати, эти условия для меня были кабальными.
- Вы как-то говорили, что привезли из-за границы вещи своему нынешнему подопечному Никите. Вы всегда артистов одеваете за свой счет?
- Почти. При этом в контракте нет пункта, в котором говорится, что я должен одевать артиста. На первых порах я помогал и Сташевскому - ему приобретались вещи в лучших магазинах Европы. Никита - другой человек, ему нужны другие магазины: продвинутые, модные. В последний раз я привез ему кучу вещей из Милана от "Дольче & Габбана", "Гуччи", "Жан Поль Готье". Для него, кстати, самое страшное наказание - заставить надеть пиджак. Когда Никита капризничает, я ему грожу: "Я тебя в пиджак от Версаче одену". (Смеется.)
- А самая дорогая вещь, которую вы презентовали своему артисту?
- Когда Владик женился, я подарил ему столовый и чайный сервизы, состоящие из множества приборов, стоимостью пятнадцать тысяч долларов. Чтобы их доставить, пришлось заказывать отдельный автомобиль.
- Слышал, что Филипп Киркоров предлагал вам работать с ним и вы отказались. Почему?
- Мы несколько раз возвращались к этой теме, но каждый из нас вел себя очень осторожно. Первый раз такой разговор возник году в 91-м, когда Филипп был еще совсем молодым и записывал свой первый альбом на фирме "Мелодия". Мы еще раз вернулись к этому разговору года два назад, и я опять был в сомнении. Филипп Киркоров - артист большого калибра, и я не совсем понимаю, какую роль буду играть при нем. Филипп - сам себе продюсер и царь.
Кстати, пользуясь случаем, хочу заявить, что у меня со всеми артистами, с которыми я когда-либо работал, прекрасные отношения. Я им всем желаю таких же творческих удач, какие им сопутствовали во времена нашей совместной работы.