Примерное время чтения: 9 минут
410

"ТЕГЕРАН -43": ДЕЛОН И БЕЛОХВОСТИКОВА КАТАЛИСЬ ПО БУЛЫЖНИКАМ

Выйдя на экраны 20 лет назад, яркий, динамичный, зрелищный "Тегеран-43" режиссерского тандема Алов - Наумов произвел фурор. Настоящий боевик без навязшей в зубах "совковой" патетики, блестящая игра российских и заморских суперзвезд - было от чего прийти в восторг. Но тогда картина воспринималась как диковинная история из чисто "ихней" жизни. Виданное ли дело, чтобы за нашим уютненьким "железным занавесом" вот так запросто убивали людей, организовывали политические покушения? Кто бы знал, что "Тегеран" окажется пророчеством и два десятилетия спустя заказные убийства и терроризм станут обыденным явлением нашей жизни.

ВЛАДИМИР НАУМОВ оживил Сталина

О "ТЕГЕРАНЕ" можно рассказывать бесконечно. Сама идея картины возникла очень странно. Мы с Аловым были в гостях у одного приятеля - сидели, беседовали, а на заднем плане без звука работал телевизор. Алов сидел к нему спиной, я - лицом. И вдруг через плечо Алова я увидел на экране человека на носилках. По-моему, у него была прострелена голова и он явно умирал. Камера приблизилась к его лицу, и у меня возникло жуткое ощущение, что он смотрит прямо на меня. Мы с ним встретились глазами... Я толкнул Алова: "Смотри!" Он успел обернуться и на мгновение увидел этого человека. Мы кинулись включать звук: что это? Где? В какой стране? Но уже пошел другой сюжет. Наш хозяин был страшно перепуган - не мог понять, что с нами случилось. Вот так из крохотного неозвученного сюжета новостей родилась мысль сделать фильм о терроризме. А наиболее крупным терактом (к счастью, неудавшимся) на то время была попытка покушения на Рузвельта, Черчилля и Сталина в 1943 г. в Тегеране. И мы начали собирать материал. Встретились с человеком, который принимал участие в предотвращении этого теракта.

Картину эту мы снимали и в Нью-Йорке, и в Лондоне, и в Париже, и в Берлине... но не в Тегеране. Тегеран построили здесь - в павильоне "Мосфильма". Декорация была просто феноменальная! Многоэтажная - весь павильон задействовали. И мы машинами свозили сюда пыль, чтобы создать облик настоящего Тегерана. Когда картина была закончена, мы пригласили на просмотр консультантов-иранцев, чтобы они оценили степень достоверности сделанного нами и проверили, как Белохвостикова говорит на фарси. Консультанты были уверены, что все действительно снималось в Тегеране, даже улицу "узнали". И спросили, откуда Белохвостикова так хорошо знает язык. А она просто выучила несколько фраз, необходимых в картине, но ей удалось поймать "музыку языка".

В картине был один сложный момент: соединение подлинного хроникального материала с тем, что мы снимали "под хронику". Актеров на роли трех глав великих держав мы подбирали так, чтобы они по типажу максимально соответствовали тем, настоящим. По кадрам хроники мы восстанавливали световую атмосферу тех событий. У нас есть моменты прямого стыка - когда наши герои находятся в кадре, где присутствует реальный Сталин. Или, например, эпизод встречи Гитлера с Муссолини в самолете. Айзенберг - наш оператор комбинированных съемок - с художником Черняевым построили копию салона этого самолета, досняли сцену и так смонтировали с хроникой, что при панораме камера переходит с настоящего живого Гитлера на... Альберта Филозова! Это производило сильное впечатление! Так что исторических персонажей мы оживили задолго до "Форреста Гампа".

Наши актеры стали настолько похожи на реальных персонажей, что в некоторых сценах их невозможно различить. Из-за этого у нас произошел курьезный случай. Мы снимали кабинет Сталина. А в павильонах "Мосфильма" есть красная линия, за которую по противопожарным правилам нельзя ставить приборы. Нам не хватало места, и я велел оператору не обращать внимания на эту линию. Мы заехали за нее, и тут же появился пожарный. Он был очень старым - лет за 70 - и скорее всего отставной военный или кагэбэшник. По нему было видно, что он из "служак", готовых умереть на посту. Мы с ним сцепились в смертельной схватке - он орет на меня, я - на него. И в разгар нашей словесной баталии из-за декорации выходит Сталин - Георгий Маркарович Саакян. В руках у него, как положено, трубка. Пожарный, не видя его, продолжает орать на меня. И тогда Георгий Маркарович тихим, но хорошо поставленным сталинским голосом говорит: "Товарищ пожарный!.." Тот обернулся... Несколько мгновений он был, как мне кажется, в каком-то пограничном состоянии - полубезумие, полусон: он видит перед собой Сталина! В глубине души понимая, что Сталин давно умер, но вместе с тем... И я заметил, что у этого несчастного пенсионера руки вытягиваются по швам, подбородок ползет вверх... А Саакян говорит: "Что вы тут раскричались? Что вы спорите с режиссером? Пшел вон!" И тот: "Слушаюсь, товарищ Сталин!" Поворачивается через левое плечо и почти строевым шагом уходит из павильона. Куда он ушел, не знаю, но больше я его никогда не видел!

У нас были замечательные актеры: Костолевский, Белохвостикова, Джигарханян, Филозов... Кроме того, у нас снималась большая группа знаменитых зарубежных актеров: Курт Юргенс - выдающийся голливудский актер, главный оппонент Джеймса Бонда, Клод Жад, Жорж Жере... Но самые интересные истории происходили, конечно, с Аленом Делоном.

НАТАЛИЯ БЕЛОХВОСТИКОВА на съемках постарела

"ТЕГЕРАН" - моя любимая картина! Я впервые играла сразу три роли - молодую героиню, очень старую и ее дочь. У нас сложилась интернациональная команда - все говорили на разных языках! И при этом все равно понимали друг друга - мы были "в одной упряжке", шли к одной цели.

От встречи с Делоном я поначалу пришла в состояние шока - это случилось так неожиданно! Но работали замечательно! Вообще, у меня есть теория: актеры - особая нация, особая национальность. Мы бесконечно похожи! Бесконечно эмоциональны - люди, которых эмоции просто захлестывают! В Делоне меня поразило потрясающее чувство актерской чести. Он не позволяет себе ошибаться. Он всегда как бы примеряет роль на себя, чтобы сделать все с максимальной отдачей. Он пунктуален - буквально до секунды! Никогда не обедает на съемках. Вся его жизнь - это полное подчинение, поглощение своей профессией. Неслучайно он - Звезда! В нем есть то, чего нет в других, - какая-то тайна.

Что еще очень запомнилось - мне впервые на этой картине сделали маску для возрастного грима. Она сильно напоминает посмертную. На такое только по молодости можно согласиться! Но мы все были в каком-то упоении, которое длилось до самой премьеры.

АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН влюбился в старину

Я ВПЕРВЫЕ на съемках "Тегерана" встретился с Аловым и Наумовым. До этого видел их замечательные фильмы - "Мир входящему", "Бег", "Легенда о Тиле"... В последнее время у меня появился такой термин: "старомодный". Я начал любить все "старомодное". Потому что любовь, к примеру, - это старомодное чувство. Мне кажется, что "Тегеран" - как раз хорошее, старомодное кино.

После этих съемок мы с Наумовым стали друзьями, надеюсь, на много лет - до конца жизни. Хотя мы с ним - люди разные. Даже, может быть, диаметрально противоположные. Но, значит, что-то нас поманило друг к другу!

Как француз капризничал

ОДНА из проблем возникла во время съемки эпизода в такси - Натали садится в такси, в котором уже сидит Делон. Наташа знает английский язык. Делон (я так думаю) - тоже знает, но не желает на нем говорить - только по-французски! В результате Наташа говорила по-русски, а он - по-французски. А по сюжету между ними должен идти непринужденный разговор, они то и дело перебивают друг друга. И им надо было по музыке чужого, незнакомого языка уловить эти моменты - когда вступить, когда сделать паузу, не понимая при этом значения слов. И, мне кажется, они сделали это очень хорошо.

А однажды, когда мы собрались снимать маленькую сцену на Елисейских Полях, где Делон просто проходит к машине, он мне сказал: "Давайте изменим место съемки". Я удивился: "Почему?" Он говорит: "Ну, я выйду, соберется толпа - человек 200... Вы не сможете снимать. Здесь слишком людно". Я отвечаю: "Да ничего страшного! Попейте пока кофейку, а мы поставим камеру. Потом выйдете, быстренько пройдете, а мы скрыто камерой снимем. Юргенса вчера снимали - все прошло нормально!" Он говорит: "Ну хорошо". И ушел. Когда операторы поставили камеру, я спрашиваю: "А где Делон?" Мне отвечают: "В комнате отдыхает". Заходим - нет его! Мы - туда, сюда... Где Делон?! Выходим на балкон и видим, что внизу творится что-то невообразимое - пожар, что ли? Послали ассистента посмотреть, в чем дело... Оказывается, это Делон! Вышел, встал в арке, как кариатида, и вокруг него моментально собралась толпа человек в 200, как он и обещал! И разогнать ее было уже невозможно. Делон был очень доволен: "Ну что, видали? Так что вам придется сменить или актера, или место съемки!" На что Курт Юргенс сказал: "Я рекомендую все-таки сменить актера... на Бельмондо!"

Любопытная ситуация сложилась во время съемки "смерти" Делона. Мы выбрали место на набережной Сены. Делона всегда сопровождали телохранитель, гример, дублер, и т. д. Перед тем как упасть Делону, всю сцену проверил на себе дублер. После чего на Делона надели всякие наколенники, налокотники... А Наташа - в коротком пальтишке, на каблучках, в шелковых чулочках - почти раздетая. И Делон у меня спрашивает: "Слушайте, а как она-то будет?" Я отвечаю: "Не знаю. Так и будет. У нас ничего защитного для нее нет". Он так на меня посмотрел! По сцене Делон падает, героиня его хватает, пытается поднять, они буквально кувыркаются на булыжниках... Он-то под одеждой был в "доспехи" запакован, а Наташа к концу съемки превратилась в один большой синяк. После этого Делон со мной почти не разговаривал.

На мировой премьере нашей картины в Париже собрался весь цвет во главе с Делоном. Он собирался приехать и на фестиваль в Москву, но несчастье с Роми Шнайдер (у нее погиб сын) помешало ему.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно