11 МАРТА в Мариинском театре Санкт-Петербурга давали оперу "Война и мир" в постановке Андрея Кончаловского. У дирижерского пульта - Валерий Гергиев.
ДЛЯ ГЕРГИЕВА это уже третья встреча с оперой Сергея Прокофьева. Первый раз он работал над ней в 1978 году, когда пришел в Мариинку в качестве стажера к Юрию Темирканову. По словам работников театра, тогда никто не мог и предположить, что через десять лет Гергиев сменит Темирканова на посту главного дирижера театра и станет художественным руководителем Мариинки. Карьера Владимира Путина, почтившего вместе с британским премьером Тони Блэром спектакль своим присутствием, чем-то напоминает тот неожиданный взлет Гергиева.
Кстати, говорят, что до этого ни Путин, ни Блэр особой любовью к оперному жанру не отличались. Скорее всего, премьера в Мариинке стала удобным поводом для встречи двух премьеров. Чета Блэров вообще старается следить за событиями в мировой культуре. Первая леди Великобритании - заядлая театралка. В Петербург она прилетела на шестом месяце беременности и всюду появлялась в сопровождении врача.
В антракте
В АНТРАКТЕ первые лица России и Великобритании, очевидно, встретились с Андреем Кончаловским и Валерием Гергиевым. Свои места в царской ложе Путин и Блэр с супругами заняли за несколько минут до начала спектакля. Кто-то из зрителей помахал российскому премьеру рукой. Путин ответил тем же. А потом и сам стал приветствовать зрителей, помахивая им рукой.
Клипы бывают не только видео
РЕДАКЦИЯ "Войны и мира" 2000 года сильно отличается от последней постановки оперы, шедшей в Мариинке в 91-м году. Спектакль идет с купюрами - отсутствует сцена совета в Филях, полностью отсутствует линия Платона Каратаева. Как написано в красочном буклете, "купюры учитывают естественные пределы, физические границы человеческого восприятия".
Актеры, исполнявшие в прошлой постановке партии молодых героев, сейчас играют возрастные роли. Например, народная артистка Лариса Шевченко раньше пела Наташу Ростову, а сейчас - Ахросимову. "Калейдоскопичность эпизодов", за которую в 48-м году оперу критиковал Тихон Хренников, сегодня - одно из достоинств "Войны и мира". Массовые сцены Кончаловский поставил как клипы, что в век клипового сознания смотрится очень современно.
Впечатляет сценография Георгия Цыпина. Во время появления Наполеона сцена как бы разламывается и взору зрителей открывается ужасная картина - возвышение, на котором стоит французский император, держится на трупах солдат.
При оформлении второго действия на художника оказала влияние московская Бородинская панорама. Белый задник во время пожара становится алым, и создается впечатление, что ты видишь действительно пылающий город. Во время смотра войск, проводимого Кутузовым, тени солдат и развевающихся знамен, падающие на задник, создают впечатление реальности происходящего - кажется, что на сцене не несколько десятков, а сотни солдат. Их роли исполняют курсанты Военно-транспортного университета железнодорожных войск России. Из-за огромного количества массовки опера чем-то напоминает киноэпопею Сергея Бондарчука.
Не обошлось на сцене и без эротики. Режиссер придумал сцену, в которой французские офицеры пытаются изнасиловать двух русских девушек. Обнаженные длинноволосые красавицы какое-то время мечутся по сцене и в конце концов убегают.
Второе действие оперы, в котором показана война, проходит более динамично и смотрится с большим интересом, нежели первое. Происходящее на сцене настолько захватывает, что на время забываешь, что присутствуешь на опере. Лишь электронное табло-переводчик над сценой напоминает, что это не кино, а все-таки театр.
Публике опера понравилась. Аплодисменты длились минут пятнадцать. Рабочие сцены выглядывали из-за кулис в сторону царской ложи. Но тревога была напрасной - и.о. президента и британский премьер тоже аплодировали. Среди нескольких корзин с цветами была и корзина от Владимира Путина.
Опера в лицах
ГАЛИНА МШАНСКАЯ, автор и ведущая программы "Царская ложа": "Я потрясена маэстро Гергиевым, который в один день дирижировал двумя постановками - оперой "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в нью-йоркском Метрополитен-опера утром, затем на скоростном самолете перелетел в Лондон и оттуда на частном самолете - в Петербург. Гергиев из аэропорта сразу приехал в театр на генеральную репетицию, которая закончилась за полтора часа до премьеры. А вечером снова улетел в США.
"Войну и мир" он дирижировал на высочайшем уровне. Блестяще звучали оркестр, хоры. Не говоря уже о солистах. Очаровательна Наташа Ростова в исполнении Анны Нетребко. Великолепен Пьер Безухов (Алексей Стеблянко). Исполнитель партии Кутузова Геннадий Беззубенков, который принимал участие и в прошлой постановке этой оперы, в этот раз нашел новые краски.
Спектакль шел с купюрами, причем абсолютно оправданными. Думаю, Сергей Сергеевич Прокофьев не обиделся бы на постановщиков, а наоборот, сказал бы им спасибо.
Видно, что постановщиком был не оперный режиссер. Эпизоды массовых сцен решены киноспособом, а не по законам оперной режиссуры. Поддержать Андрея Кончаловского приехала вся семья Михалковых. Было очень трогательно смотреть на Михалкова-старшего, который в конце спектакля встал со своего места и махал рукой кланяющемуся со сцены сыну: "Я тут! Мне понравилось!" Никита был с женой и младшей дочерью.
Я уверена, что мировое турне оперы будет иметь грандиозный успех. "Война и мир"- это новое слово в оперном жанре. Доселе с таким грандиозным масштабным решением оперы в мире не встречались. У телезрителей скоро появится возможность увидеть фрагменты спектакля, правом на эксклюзивную съемку которых нашей программе дал Валерий Гергиев".
Сергей ШОЛОХОВ, автор и ведущий программы "Тихий дом": "В целом опера мне понравилась. Но в смысле сценографии, как мне показалось, был допущен московско-лужковский перекос. Победный триумф Москвы как матери городов русских был противопоставлен скромной эстетике Санкт-Петербурга. И этот перекос, я думаю, питерцев обескуражил".