Примерное время чтения: 9 минут
336

Александр Белявский: по "Иронии судьбы", чуть не споил весь персонал

Этот голос мы слышим практически ежедневно с теле- и киноэкранов. Им говорят Депардье и Бельмондо, Габен и Делон, Мастроянни и Луи де Фюнес. Этот удивительный, приятный тембр принадлежит заслуженному артисту России Александру Белявскому. Он натура весьма разносторонняя. Кинозрители полюбили его за яркие роли в фильмах и сериалах. Его знают по юмористическим программам "Кабачок "13 стульев"" и "Белый попугай". Читатели смеются над анекдотами из книги Белявского "Если вам грустно". Однако для большинства он навсегда останется легендарным Фоксом из кинофильма "Место встречи изменить нельзя".

- Александр Борисович, вы были первым ведущим "Кабачка "13 стульев"". А правда, что идея его создания тоже принадлежит вам?

- Не знаю, откуда появилась эта легенда, хотя в какой-то степени я действительно был причастен к его созданию. В то время я был актером Театра сатиры, на базе которого впоследствии и создали "Кабачок". И вот однажды я получил приглашение сниматься в польском фильме "Прерванный полет". Там я посещал юмористическое кабаре, где разыгрывались прелестные капустники "Кабарет". Несколько актеров разыгрывали разные смешные сценки. Я тогда подумал, что хорошо бы у нас на телевидении сделать подобную передачу, но своими мыслями ни с кем не делился. Как-то ко мне подошел режиссер нашего театра Зелинский: "Саша, мы решили на телевидении снять серию юмористических передач". Оказалось, что это именно то, о чем я думал. Естественно, я с радостью согласился принять участие в этом проекте и даже выступил как соавтор нескольких сценариев. Первый выход в телеэфир имел большой успех, мы получили от телезрителей множество писем.

- Почему зритель увидел вас только в шестнадцати его выпусках?

- Во-первых, потому, что руководители передачи поставили мне условие быть только ведущим, а мне это было неинтересно, мне хотелось участвовать в сценках, в розыгрышах, просто шутить. Во-вторых, было понятно, что всем актерам, участвующим в "Кабачке", в дальнейшем будут закрыты двери в кино. Кстати, так потом и произошло. В-третьих, актерам там платили безумно низкую зарплату, и это при жутком напряжении и нервотрепке.

- Сколько фильмов насчитываете в своем послужном списке?

- Раньше, когда каждая картина была событием, я считал каждый фильм, в котором снялся, а теперь их пекут, как блины. Особенно это касается сериалов. Два-три дня - и ты уже снялся в большой роли. Бывает, что за день снимают пять-шесть сцен - это очень много. Разве можно при этом говорить о каком-то качестве?

- Роль Фокса в "Месте встречи изменить нельзя" принесла популярность. Но вы ведь не сразу были утверждены?

- Там сложилась следующая ситуация. В роли Фокса уже снимался известный актер Борис Химичев. Хотя режиссер и худсовет утвердили эту кандидатуру, Станислав Говорухин был чем-то недоволен. Как он потом мне сказал, внешность Бориса Химичева была как бы не из той эпохи, не из того времени. Володя Высоцкий, исполнитель роли Глеба Жеглова, предложил мою кандидатуру. Вообще, Высоцкий мне очень помог. Он сказал мне нужные в тот момент слова: "Саш, ты не нервничай, не переживай, ты просто играй человека, который себя очень уважает". Это для меня было особенно важно, потому что до съемок я даже не успел полностью прочитать сценарий. Сейчас можно сказать, что тогда никто из нас не ожидал такого огромного успеха, что фильм станет таким знаменитым.

- Я слышал, у вас было немало забавного на съемках рязановской "Иронии судьбы...".

- Сцены, в которых я играл абсолютно пьяного героя, снимались именно в те дни, когда я отмечал то свой день рождения, то годовщину свадьбы. И я считал, что все окружающие должны вместе со мной отмечать эти даты. К чести актеров, все они от выпивки отказались, чего не скажешь о техническом персонале. Эльдар Рязанов отреагировал очень остроумно. Он попросил дать ему список всех моих торжественных дат, чтобы в эти дни не назначать съемки.

- В своих интервью вы говорите о том, что стесняетесь сниматься обнаженным. А в "Серых волках" согласились раздеться...

- Когда я говорю о своем стеснении сниматься обнаженным, то имею в виду эротические сцены. Фигура у меня уже не та, да и возраст уже не тот. В "Июльском дожде" у Марлена Хуциева я с удовольствием разделся до плавок, но тогда я был молодой, мне говорили, что у меня атлетическая фигура. В фильме "Серые волки" была сцена в бане - не будешь же там находиться одетым.

- Правда, что у вас была судебная тяжба с журналом "Огонек" - они опубликовали фотографию, где вы в одних плавках?

- Это так. Я был в Сочи на кинофестивале, и в свободное время загорал на пляже. Как-то ко мне подошел Сережа Маковецкий и сказал, что меня просила срочно позвонить ассистент режиссера. У меня с собой не было записной книжки с телефонами, и Сережа стал вспоминать нужный мне номер. Задумавшись, он стал почесывать голову, а я дотронулся до его руки - напрягись, мол. И в это самое время нас сфотографировали. Вскоре фотография появилась в журнале с подписью: "Белявский, не получивший на фестивале никаких наград, говорит молодому актеру, завоевавшему престижную премию: "Ну, что, Сережа, слава голову вскружила?". Когда я разговаривал с руководством журнала, мне ответили, что, мол, я возмущаюсь напрасно, так как вполне мог позавидовать Маковецкому. "Огонек" нанял очень сильного адвоката Данилова, который часто мелькает на экране телевизора, и он перевел все в совершенно другую плоскость. На суде я плохо себя почувствовал и уже пожалел, что ввязался в эту историю.

- Александр Борисович, вы пришли в искусство вполне зрелым человеком...

- Вначале я окончил Московский институт цветных металлов, по распределению уехал в Иркутск, три года отработал младшим научным сотрудником в НИИ. Бывал в геологоразведочных экспедициях, лазил по горам, много времени проводил в тайге, так что нахлебался романтики с лихвой. Но о том времени нисколько не жалею, так как было интересно попробовать, на что ты способен. Но потом меня захватила другая романтика - искусство. В городе я посещал драмкружок, сыграл в постановке "Горя от ума". Именно тогда почувствовал власть актерской профессии. Актер может перевоплотиться, как бы отречься от самого себя, влезть в чью-то шкуру - мне это очень нравилось. Поэтому, решив посвятить себя этой профессии, окончил Щукинское театральное училище, после которого работал в Театре сатиры.

- Часто актеру приписывают черты его героев. Ведь, как правило, каждого персонажа исполнитель наделяет своими чертами...

- Я не выношу угодничества, нечестности, прилипал. По натуре я самый настоящий трудоголик, много работаю. И, играя проходимцев, стараюсь не настраивать зрителей против своих героев, ищу у них положительные черты.

- Сейчас где-то снимаетесь?

- В Майами снимается фильм "Сын неудачника", где у меня главная роль. Это добрый человек, который заботится обо всех и который умеет приспосабливаться к любым обстоятельствам. Он говорит: "Ребята, вы же видите, что ничего не измените в этом мире". Моей партнершей на этот раз будет известная актриса Любовь Полищук. С ней очень приятно работать. Занят также в нескольких антрепризных спектаклях.

- Вы являетесь непревзойденным мастером дубляжа!

- Насчет непревзойденности судить не мне, но озвучил уже сотни фильмов. Я занимаюсь дублированием уже больше тридцати лет. Кого только не приходилось за эти годы озвучивать!

- Это сложная работа?

- Я бы не назвал ее легкой. Тут много разных оттенков. Наша задача - вернуть людям общность и понимание, чтобы фильмы могли смотреть и понимать зрители в разных странах. Это и перевод фильма, и дублирование.

- Кого труднее всего было озвучивать?

- Пожалуй, Луи де Фюнеса - я дублировал его в картине "Замороженный".

- А как дела с поклонницами, не допекают?

- Как-то после спектакля я ехал в метро и читал книгу. Какая-то женщина подсела ко мне и спросила, Белявский ли я. Услышав утвердительный ответ, стала спрашивать о моей жене. Оказалось, что в Ленинграде живет ее подруга, якобы, моя жена, и она даже демонстрировала "мои" к ней письма. Другая моя поклонница писала мне стихи.

- Но вас "домогался" и мужчина?

- Да уж. Он долго пытался добиться моей любви, но у него ничего не получилось, потому что я люблю женщин. Мне по душе другие поклонники, которым я интересен как актер. Помню, в Казахстане на встрече со зрителями ко мне подошел парень и сказал, что стал водолазом после того, как посмотрел фильм "Их знали только в лицо". Я тогда подумал, что хорошо, что он не стал бандитом, как мой герой из "Места встречи изменить нельзя".

- Можно узнать о вашей семье?

- Мою вторую жену зовут Людмила Тихоновна, дочери 25 лет, она не актриса. Больше ничего о своей семье говорить не буду.

- Что вы любите делать в свободное время?

- Раньше обожал заниматься с животными, но недавно собака погибла, кот удрал по своим весенним делам, осталась одна кошка. Много лет занимаюсь строительством дачи...

- И напоследок: расскажите любимый анекдот.

- Разговаривают собачники. "Поздравь! У моей жены родилась тройня. Они уже дома, пойдем покажу!". Пришли. Гость-собачник посмотрел и говорит: "Все хорошие, но себе оставь лучше среднего".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно