Глядя на биографию этого актера, кажется, что он невероятный везунчик. После окончания в 1984 году актерского факультета ГИТИСа попал в прославленную ленкомовскую труппу. О нем заговорили после блестящего исполнения роли Глумова в спектакле Марка Захарова "Мудрец". Играет он также в спектаклях ""Юнона" и "Авось"", "Королевские игры", "Мистификация", "Две женщины". Довольно много снимается в кино. Наиболее известен по роли Николая Чечевинского в "Петербургских тайнах", Алеши в "Униженных и оскорбленных", Михаила в "Любить по-русски".
- Как вы представляли актерскую профессию до поступления в ГИТИС?
- Более радужной. Мне казалось, что, вот сыграешь хорошую роль, тебя узнают зрители и на тебя тут же свалятся почет и уважение. Я не из актерской семьи, поэтому не знал изнанку этой профессии. Мои родители и брат работали на машиностроительном заводе "Молния", правда, отец очень хорошо пел, даже выступал во Дворце культуры. Кстати, там же год проработал и я, когда сразу после школы не смог поступить в институт, и даже получил третий разряд монтажника радиоаппаратуры и приборов.
- Сразу после ГИТИСа попасть в "Ленком" - об этом молодому актеру можно только мечтать.
- А я об этом даже и не мечтал, все получилось случайно. Вместе с однокурсниками показывался в другие театры, в том числе и в "Ленком". Здесь отбирали поющих актеров для участия в спектакле "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Мы показали Марку Анатольевичу Захарову и всему художественному совету театра пластический этюд: драка и ковбойские шутки у нас были отрепетированы очень хорошо. В "Ленкоме" всегда обращали внимание на то, как артист поет, двигается. А у нас в институте был прекрасный педагог по сценическому движению - Николай Васильевич Карпов, уроки которого мы все очень любили. Мы показали все, на что способны, вот так я и стал актером "Ленкома".
- Наверное, не последнюю роль в этом сыграли и ваши занятия спортом?
- Это так. Когда учился в школе, сначала хотел пойти в секцию бокса, но меня отговорила мама. Карате тогда было под запретом, и я стал заниматься дзюдо. Для того, чтобы получить спортивный разряд, мне не хватило всего двух побед. Но в девятом-десятом классах пришлось спорт оставить, родители сказали, что надо больше внимания уделять учебе, и я с ними согласился.
- Кто вас привел в кино?
- Марк Анатольевич Захаров. Именно он утвердил меня на первую большую роль - Генриха в картине "Убить дракона". Здесь я снимался с такими мастерами, как Олег Янковский, Евгений Леонов, Вячеслав Тихонов, Саша Абдулов, Саша Захарова, Александр Збруев. Потом был фильм "Мать", где сыграл Павла Власова. Его поставил Глеб Панфилов.
- Говорят, что у Панфилова очень сложный характер.
- А кто из нас простой, скажите мне, пожалуйста? У Глеба Анатольевича я снялся в двух фильмах. Работать с таким замечательным режиссером просто удовольствие, и я мечтаю о том, чтобы он позвал меня и в следующую свою работу.
- Отрицательные персонажи наиболее интересны для Ракова?
- По-моему, у положительных героев меньше выразительных средств. А отрицательные герои могут быть очень разными, многогранными, они не такие плоские.
- А как насчет "звездной болезни"?
- Думаю, я ее избежал. Меня стали чаще узнавать после "Петербургских тайн", пришла так называемая популярность. Если бы это случилось, когда я был совсем молодым, возможно, я бы заболел "звездностью". Эта болезнь в свое время коснулась моих однокурсников, и я видел, чем это чревато. Но в зрелом возрасте все воспринимаешь иначе, знаешь, как избежать этого состояния.
- Почему не снялись в фильме Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья"? Ведь были утверждены на главную роль?
- Не совсем так. Я должен был сыграть другую роль, хотя действительно меня пробовали и на Николая II. Но для этого исторического персонажа я тогда оказался слишком молод. У меня уже был подписан договор, уже шили костюмы, но Марк Анатольевич Захаров, узнав об этом, заявил: "Выбирай: или снимаешься в фильме, или играешь в театре". А так как в репертуаре стояли спектакли, где я играл в одном составе, то пришлось от съемок отказаться. Но мне предложили озвучить в этой картине актера, сыгравшего роль Николая II.
- В спектаклях приходилось обнажаться?
- Ну, вы же прекрасно знаете, что в спектакле "Мудрец" я играю именно в таком виде. В течение тринадцати лет я показываю зрителям левую часть тела, со спины. Но по этому поводу у меня нет никаких комплексов.
- В эротическом фильме согласились бы сыграть?
- Мне предлагали, но я подумал, что у нас не могут снимать подобные сцены красиво, и не стал рисковать. А теперь, с возрастом, не стал бы сниматься в подобных картинах ни за какие деньги.
- В картине "Барханов и его телохранитель" вы сыграли такого актера-неудачника. Вы с кого-то конкретно "списали" этот характер?
- Вы угадали. В тот момент я, что называется, "лепил" этот образ со своего друга - бывшего актера нашего театра. У Андрюши, правда, в жизни все сложилось гораздо драматичнее, чем у моего киногероя.
- Приходилось попадать в экстремальные ситуации?
- На съемках "Убить дракона", которые проходили в Польше, был такой эпизод. Мне надо было пробежать без страховки по строительным лесам примерно на высоте тридцати метров и прыгнуть в окошко. Только после того, когда съемки закончились, подумал: а что, если бы вдруг соскользнула рука, и я бы летел с такой высоты.
- Почему вы снимались без дублера?
- Я обычно все трюки выполняю сам. Это своего рода актерский кураж. В "Гардемаринах-3" тоже прыгал с какой-то высокой кручи. Правда, этот эпизод в фильм так и не вошел, хотя я попросил девочек-монтажниц отдать мне дубли с моими прыжками. В театре был один случай во время спектакля "Гамлет", где я играл Лаэрта, а Дима Певцов - Гамлета. У нас был очень хорошо поставлен финальный бой на шпагах. В тот раз перед спектаклем кто-то пролил воду и пол, покрашенный нитрокраской, стал скользким, как каток. И у Димы выпад шпагой, который я должен был отбить, продлился в результате дольше, чем нужно. В итоге кончик шпаги попал мне чуть ниже губы. Сгоряча я не почувствовал боли и того, что с лица капала кровь, но потом пришлось обратиться в травматологический пункт...
- Не взбадриваете себя алкоголем?
- Если заметят, что человек этим злоупотребляет, в нашем театре он долго не проработает. У меня был случай, когда сильно разболелось горло, плохо смыкались связки. Выпил пятьдесят граммов коньяка. Об этом тут же стало известно Марку Анатольевичу. После беседы с ним у меня пропало желание лечиться подобным образом.
- Насколько я знаю, у вас есть и хобби. Например, вышивание.
- Да, это в детстве так, дурью маялся. Мама хорошо вязала, вот и я тоже решил попробовать. Правда, вязать так и не научился, а вот вышивать понравилось: крестиком, гладью. У меня были пяльцы, я покупал мулине. Потом как-то жене на халате вышил гладью птичку, получилось красиво. Когда появился бисер, захотелось освоить и вышивку бисером, но это оказалось настолько кропотливым, утомительным, что я так и не закончил начатую картину.
- Виктор Раков еще и художник.
- Это слишком сильно сказано, хотя мои картины выставлялись в Бахрушинском музее, в Доме-музее Ермоловой.
- Как вы познакомились со своей женой?
- Одна моя горячая поклонница привела Люсю в "Ленком", и после этого уже она сама стала моей верной поклонницей. В начале мы с ней жили без регистрации, а когда должна была родиться Настя, мы расписались и даже обвенчались в церкви.
- Кто в вашей семье хозяин?
- Как кто? Конечно, я. Как я скажу, так и будет. По-моему, каждый мужик должен иметь собственное мнение, он не должен быть инфантильным, полностью растворяясь в женщине. Как мужчина я должен отвечать за свою семью и своих близких.
- Собственную дачу строить не хотите?
- Простите, а на какие шиши? Я не могу прыгать из проекта в проект, чтобы зарабатывать деньги, это тяжело физически. У меня есть старенькая машина, по идее, ее давно бы надо менять, но это тоже очень дорогое удовольствие.
- Как вы себя оцениваете?
- Я - нормальный человек. Муж, отец, сын, брат, коллега, друг...