В Москве на 82-м году жизни умер народный артист СССР Евгений Матвеев. На его счету десятки ролей и режиссерских работ в кино. Макар Нагульнов, Будулай, Емельян Пугачев... Его герои - сильные, основательные, безоглядные, душевность которых всегда берет верх над рассудочностью... Судьба не баловала Матвеева. Вырос в деревне. Семья была бедной, отец их бросил. На жизнь приходилось зарабатывать лет с девяти. На войне, куда отправился добровольцем, едва не попал под трибунал - защитил от несправедливых нападок командира. В сорок лет в результате производственной травмы получил инвалидность. Врачи настаивали на спокойной, административной работе. А он стал режиссером. Его последний фильм "Любить по-русски" стал поистине народным... Матвеев не собирался умирать. Хотя страшное слово "онкология" врачи произнесли еще в девяносто девятом. В ближайшие планы Евгения Матвеева входил новый фильм.
Истории из жизни
На волосок от смерти...
В городе Николаеве отмечался торжественный праздник, во время которого по стадиону должны были пройти герои любимых кинофильмов. Приглашен был на торжества и Евгений Матвеев в качестве Нагульнова из "Поднятой целины". Присутствовало все местное партийное начальство, вся культурная элита. Когда Матвеев увидел тачанку, на которой ему предстояло прокатиться вокруг стадиона, он наотрез отказался садиться в нее: эта телега разваливалась на ходу. Но устроители сказали, что в числе почетных гостей будет сам секретарь ЦК партии, так что пришлось согласиться. Это едва не стоило артисту жизни. На стадионе неожиданно включили прожектора, кони взбесились и понесли. На одном из поворотов отвалилось колесо и тачанка перевернулась. Матвеев вылетел из нее и, пролетев несколько метров, ударился об асфальт. В результате у него был поврежден позвоночник и пришлось долго и трудно лечиться.
В роли Брежнева
В 1975 году в буфете "Мосфильма" к Матвееву подошел режиссер Юрий Озеров и сказал торжественно:
- Ну, брат, поздравляю!
- С чем? - удивился Матвеев.
- Тебя утвердили на роль Брежнева в моем фильме...
С этими словами Озеров ушел, оставив ошарашенного артиста размышлять. Матвеев долго думал над предложением, но в конце концов решил отказаться от роли. Пошел к генеральному директору "Мосфильма" Николаю Сизову:
- Не могу играть эту роль.
Тот помолчал и сказал:
- Надо.
- Да как же я его играть буду, когда я ничего не знаю про него. Характер, привычки...
- Смотри телевизор.
Через некоторое время Матвеева вызвал на беседу тогдашний председатель Госкино Филипп Ермаш. Угостил чаем, печеньем. И тут Матвеев спросил:
- А как же быть с "г"?
- Какое еще "г"? - удивился Ермаш.
- Ну, Брежнев звук "г" произносит на украинский манер...
- Это ничего. Ленин вообще картавил, и ничего...
- Ленин не слышит, как его дразнят, а вот Брежнев...
- Хорошо, - согласился Ермаш и набрал номер приемной генсека: - Тут Матвеев у
меня, артист, надо его принять, обсудить кое-что...
Прощаясь, Ермаш сказал Матвееву:
- Все роли в фильме "Солдаты свободы" утверждал лично Суслов! Так что пути к отступлению нет.
Целомудренный режиссер
В 1974 году в фильме Евгения Матвеева "Любовь земная" актрисе Ольге Остроумовой пришлось играть постельную сцену с режиссером и актером в одном лице.
- Я долго думал, как быть, чтобы Оля не чувствовала себя скованной, - рассказывал Матвеев. - Положил ее в постель, накрыл лоскутным одеялом, а сам лег сверху одеяла. Только сняли, Оля поднимается и говорит: "Ну, вы даете, Евгений Семенович. Вы бы еще ватные штаны надели!.."