2004 год по восточному календарю - год обезьяны. Хотим мы того или нет, но обезьяны удивительно похожи на нас. Правда, сходство это какое-то карикатурное. Обезьяньи повадки забавляют людей. Недаром в зоопарке у клеток с обезьянами всегда многолюдно, шумно и весело.
Однако отношение к ним не всегда было столь доброжелательно-снисходительным. У немецкого зоолога А. Брема в его знаменитой "Жизни животных" есть такие строки: "Из древних народов только индейцы и египтяне питали симпатии к обезьянам. Арабы считали обезьян потомками нечестивых людей, которые прокляты с того дня, как они по суду Всевышнего превращены в обезьян. Они обречены Богом на вечные времена носить в себе отвратительное соединение человеческого подобия и бесовской внешности. Мы, европейцы, более склонны видеть в них карикатуру на человека, а не существ, имеющих сходство с нами по строению своего тела".
Справедливы ли эти слова? И вообще, на каком основании обезьяны стали нашими ближайшими родственниками?
Шведский ученый XVIII века Карл Линней был автором первой научной классификации живой природы. Им был введен термин "приматы", означающий "первенствующие". В этот отряд Линней и поместил вид, которому придумал величественное имя Homo sapiens - Человек разумный. В те времена о приматах знали мало. Любопытно, что сам Линней ни разу в жизни не видел живой обезьяны, и его знакомство с ними было заочным. Однако даже тогда было понятно, что приматы стоят на более высоком уровне развития по сравнению с другими млекопитающими. Но все же сомнение в правильности систематического положения человека, видимо, не покидали Линнея, и он, в конце концов, выделил вид Homo sapiens в особое царство - Царство человека.
Кто же тогда первым заявил, что человек произошел от обезьяны? Обычно это приписывают Дарвину. Но лавры первенства принадлежат не ему. В конце XVIII века французский естествоиспытатель Жорж Луи Бюффон опубликовал труд "Естественная история", в котором и высказал впервые крамольную мысль: люди - потомки обезьян. Это вызвало резкую реакцию негодования, а книга была публично сожжена палачом. Однако слово о родстве человека и обезьян было произнесено, и независимо от желания автора гипотеза стала обретать сторонников.
Что касается Дарвина - то он лишь пытался обосновать положение о том, что между человеком и обезьянами существовало некое связующее звено - общий предок, от которого они ведут свое происхождение. Стоит отметить, что во время написания Дарвином своей работы еще не существовало палеоантропологии - науки об ископаемых останках предполагаемых предков человека. Материала для изучения тогда еще практически не было, и Дарвин считал, что это - дело будущего. И тут он оказался прав.
В 1856 году в пещере Неандерталь неподалеку от Дюссельдорфа были найдены части скелета вымершего человекоподобного существа, названного по месту обнаружения неандертальцем. Находка стала мировой сенсацией. Долгое время неандертальцев считали нашими прямыми предками, а некоторые богословы даже объявили их деградировавшими потомками библейского Каина. В том же 1856 году нашли кости еще более древнего существа - дриопитека. Далее находки посыпались как из рога изобилия. Именно тогда и родилась палеоантропология.
Изучение костей и остатков материальной культуры позволило многое узнать об этих необычных существах. Неандертальцы появились в Европе около 120-130 тысяч лет назад. Сделанные по костям реконструкции дают наглядное представление об их внешности: рост до 160 см, грубые и толстые кости скелета, череп с низким лбом и выпуклостью на затылке, валик над глазами, скошенный подбородок, но при этом чрезвычайно крупный, почти как у современного человека, мозг.
За время своего земного бытия неандертальцы менялись. Но вот, что интересно: их ранние формы по всем признакам были ближе к Homo sapiens, чем формы, появившиеся позднее. Их линия развития, как стало ясно в последние годы, не имела эволюционного продолжения, а зашла в тупик. Эти удивительные, чем-то, безусловно, похожие на нас создания прожили на Земле около 100 тысяч лет и неожиданно исчезли. Хотя некоторые исследователи выдвигают версию о том, что таинственный "снежный человек", возможно, не кто иной, как прямой потомок неандертальцев, вытесненный в малодоступные районы с суровыми условиями обитания.
Итак, скорее всего, неандертальцы представляют собой отдельную эволюционную ветвь, которая ведет не к современному человеку, а в эволюционный тупик. Как написал немецкий исследователь Ф. Кликс: "Путь развития... к современному человеку, по крайней мере, в Европе, прошел мимо неандертальцев".
Но если не они, то кто же?
35-40 тысяч лет назад в Европе, все еще плотно заселенной неандертальцами, неожиданно появились новые обитатели. По названию места первого обнаружения (Франция, грот Кро-Маньон, 1868 год) им было дано видовое название Человек кроманьонский. Судя по анатомическим особенностям, это был человек современного типа, первый представитель Homo sapiens на Земле.
Когда в 1856 году впервые обнаружили кости неандертальцев, общество было в растерянности. Библейский рассказ о созданном Богом Адаме плохо сочетался с этими "обезьянолюдьми". Но найденный двенадцать лет спустя кроманьонец вселил надежды. Древнейший человек вовсе не был похож на обезьяну, его даже назвали "доисторическим Аполлоном" - так строен он был по сравнению с неандертальцем.
Кроманьонцы жили родовым обществом. Они охотились, ловили рыбу, собирали растения. Эти мужественные путешественники добрались до холодных арктических районов, научившись шить одежду и сооружать жилища. Они изготавливали весьма совершенные по тем временам орудия труда, и не только каменные, а также из костей, рогов и бивней. Гончарный круг - их изобретение. Но все эти достижения меркнут по сравнению еще с одним: кроманьонцы были первыми в мире художниками. 30-40 тысяч лет назад они расписывали стены своих пещер, украшали рисунками одежду, предметы быта, инструменты. То, что сохранило время, свидетельствует о высочайшем уровне их художественного мастерства.
Так какой же вывод о происхождении человека можно сделать на основании почти 150-летнего изучения палеонтологического материала? Вот мнение авторитетного американского антрополога Ричарда Левонтина, который пишет: "Вопреки волнующим и оптимистическим утверждениям некоторых палеонтологов, никакие ископаемые виды гоминид не могут считаться нашими предками...". Конечно, есть и другие точки зрения, но летопись ископаемых свидетельствует о том, что человек появился внезапно, или, как говорят ученые, сальтационно, с комплексом тех физиологических признаков, которыми он обладает и сегодня.
Увы, возможности палеонтологии были практически исчерпаны. Но если окаменелости не могут в деталях рассказать свою историю, это означает одно: ученым надо искать принципиально новые подходы для решения задачи. И они были найдены.
В 1980-х годах в антропологии произошла "бесшумная революция". Появились данные, которые радикальным образом переменили прежние представления о ранних стадиях эволюции человека. Речь идет о выдающихся открытиях юной науки палеогенетики. Ученые научились извлекать информацию из окаменевших останков, которые принадлежали древним существам. К тому же, оказалось, что и в самом человеке, а точнее - в его генотипе можно обнаружить следы эволюционной истории вида. Профессор Калифорнийского университета Алан Уилсон провел ряд сложнейших исследований. Для анализа он избрал ДНК митохондрий - одного из органоидов клетки. Были собраны образцы 182 различных типов ДНК, полученных от 241 человека 42 национальностей. Проведя сравнительный анализ ДНК, Уилсон пришел к выводу, что все современное шестимиллиардное человечество ведет свое происхождение от одной женщины, некогда обитавшей в северо-восточной Африке. Автор открытия, которое явилось мировой сенсацией, стал "крестным отцом" нашей прародительницы, назвав ее "митохондриальной Евой".
Уилсон также сумел определить примерное время, когда "Ева" появилась на Земле. "Генетические часы" показали, что она жила приблизительно 200-150 тысяч лет назад. Удивительно, но "Ева" оказалась древнее неандертальца, которого упорно навязывали ей в "эволюционные отцы".
Открытие Уилсона вызвало всплеск исследований в крупнейших лабораториях мира. И все независимо выполненные работы также говорили в пользу северо-восточной Африки как места, где впервые появился человек. Позднее французский ученый Ж. Люкотт, а также профессор Стенфордского университета П. Ундерхалл провели анализ мужской хромосомы и получили подтверждение африканского происхождения "Адама".
Выходит, именно на Африканском континенте около 150-200 тысяч лет назад появились наши прародители. Примерно 100 тысяч лет назад их потомки начали распространяться по миру, замещая всех прочих живущих там гоминид, но при этом, что очень важно, не скрещиваясь с ними. Около 40 тысяч лет назад они добрались до Европы.
Итак, научные данные, полученные в последнее десятилетие, убедительно подтвердили то, что два тысячелетия было открыто в библейском повествовании: "От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу Земли..." (Деян. 17: 26) - происхождение человечества от одной пары наших далеких предков. Но как примирить идею создания человека Богом с данными современной антропологии? И можно ли это вообще сделать? Многие ученые отвечают - да!
Что же говорится в Библии о сотворении человека? В Книге Бытия об этом упоминается дважды - в 1 и 2 главах. Первая глава сообщает следующее: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему" (Быт.1: 26). А во второй сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2: 7)
Из второго отрывка видно, что человек, в отличие от всех других живых существ, творится в два этапа. Иными словами, человек становится Человеком лишь после того, как благодать Духа Святого одухотворила его физическое тело.
Слово человек по-древнееврейски - "adam". Интересно, что слово "земля" звучит на этом же языке как "adamah". И это не просто земля, слово "adamah" имеет еще ряд значений: "обработанная, преобразованная, возделанная земля, или материя". Кроме того, слово "adam" сходно по звучанию с глаголом "adame" - "я уподоблю". Именно этот глагол используется, когда сообщается, что человек создан по подобию Божию. Только ли ради игры слов использованы эти слова в Библии, книге, в которой нет ничего случайного? Кстати, и греческое слово "anthropos" - "человек" имеет интересную этимологию. Приставка "ano" означает "верх", "tropo" - "стремиться, оборачиваться". Таким образом, в самом наименовании человека содержится чрезвычайно важная мысль: человек - существо, стремящееся вверх, как бы обращенное к небесам.
Но как же тогда объяснить все те виды существ, некогда обитавших на Земле, которые несли в себе человекоподобные черты? Возможно так: Создатель, управляя эволюцией, вел их постепенно к такому уровню развития мозга и нервной системы, который мог бы обеспечить осуществление высшей психической деятельности как орудия духовного начала. Физическое тело человека долго совершенствовалось, вызревало, как зреет плод, чтобы породить новую жизнь.
Можно привести еще такое сравнение. Когда прививается культурный сорт плодового дерева на дичок, привой получает от принявшего его дерева силы для роста и развития, питаясь за счет его корней, ствола, листьев. Селекционер при этом должен постепенно удалять ненужные ветки дичка. В конечном счете, побеги нового сорта станут единственными на принявшем их стволе - будет получено дерево нового, плодоносного сорта. Но никто же не станет утверждать, что в результате прививки культурный сорт произошел от дикого.
Очевидно, нечто аналогичное имело место при появлении человека. Поэтому в нас, с одной стороны, так много общего с представителями своего класса (млекопитающих), но в то же время имеются принципиальные отличия от всех других обитавших на Земле антропоидов. Человек - новый пришелец в мир. Он вобрал в себя все, что оттачивала резцом эволюции и бережно копила природа. Он - драгоценная ветвь эволюционного Древа Жизни, привитая самим Создателем.