В ПОНЕДЕЛЬНИК в Баренцевом море началась операция по извлечению тел подводников из затонувшей подлодки "Курск". Президент России Владимир Путин сдержал свое слово.
КАК и планировалось, норвежские водолазы должны вырезать в твердом корпусе субмарины специальные окна диаметром до 70 сантиметров и глубиной около 20 сантиметров. Однако внутрь войдут лишь российские водолазы. В понедельник первое окно появилось в районе восьмого отсека "Курска", через него были взяты пробы воды. Если обстановка на море позволит, на этой неделе спасатели планируют вырезать такое же отверстие и в седьмом отсеке.
Это официальная информация, которой "кормят" журналистов центральных телеканалов. Но существует еще одна, пока мало кому известная сторона проводящейся спецоперации.
"Курск" является новым типом атомных подводных ракетоносцев. Получить доступ к документам и шифрам такого корабля - давняя мечта НАТО. Извлечь необходимую документацию с действующего корабля практически невозможно. Зато вскрыть сейфы командира на полуразрушенной подлодке несложно даже на глубине 100 метров. О том, что иностранные подводные лодки пытались побывать на месте гибели "Курска", знают не только в Министерстве обороны РФ, но и в Кремле. И, видимо, из-за этого с момента гибели и до сегодняшнего дня боевые корабли и подлодки Северного флота несут там круглосуточную вахту, не разрешая иностранцам приближаться к месту трагедии.
В Главном штабе ВМФ, да и в самом Министерстве обороны отлично понимают, что в четырех отсеках (5, 6, 7 и 8), которые не очень сильно пострадали от взрывов, можно будет обнаружить в лучшем случае пять - десять человек. И тратить несколько миллионов долларов на их подъем, да еще при этом рисковать жизнями спасателей, государству невыгодно. Но спецоперация идет. Видимо, кроме задачи по обнаружению тел погибших подводников спасателям поставлена и другая, не менее ответственная, но более секретная задача - изъять с погибшей лодки всю секретную документацию, дабы не дать возможности иностранцам узнать наши секреты и снять с дежурства корабли. Не исключено, что поднятие погибших - лишь ширма для этой спецоперации.
В любом случае начало операции по подъему тел погибших подводников с подлодки "Курск" означает, что правительство выполнит и другую поставленную перед ним задачу - подъем самой подлодки.
Тайное и явное
НАКОПЛЕННЫЙ у нас в стране и за рубежом опыт позволяет специалистам Генштаба ВМФ утверждать, что операция по подъему атомного подводного ракетного крейсера "Курск" не является утопической. Правда, в теории. Старым набором сил и средств не обойтись. "Курск" в 5 раз больше, чем самая большая из когда бы то ни было поднятых на поверхность подлодок. Недавно во время учений на Черном море при волнении моря всего около 3 баллов произошел обрыв макета лодки, подвешенного на 65-миллиметровых стропах. Совершенно очевидно, что десятками капроновых канатов в случае с "Курском" не обойтись. Необходимо принципиально новое, более крепкое и в то же время эластичное устройство.
Пока предлагается следующий сценарий подъема. Для вытеснения воды из отсеков и балластных цистерн закачивать не воздух, а полимерные составы, образующие в морской воде легкую пенку. Таким образом удастся облегчить вес субмарины. Но даже в этом случае удержать ее на весу в подводном состоянии смогут немногие корабли. И уж во всяком случае среди наших спасательных судов таких нет.
Утопающий сам за себя в ответе
В КОНЦЕ 70-х годов среди разработчиков морской техники возобладало мнение, что спасение экипажа подлодки должно обеспечиваться за счет самой подлодки. Поэтому строительство спасательных судов и подводных лодок прекратили. И не без оснований - за всю историю спасательные суда не спасли экипаж ни одной атомной субмарины.
Существует один, почти фантастический проект - подъем "Курска" с помощью гигантской самоподъемной плавучей буровой установки. Платформу заказал для себя "Газпром". На ее строительство ушло несколько лет, 130 миллионов долларов и 15 тысяч тонн хладостойкой стали. Согласится ли "Газпром" пожертвовать такими деньгами?
До сегодняшнего дня ни в нашей стране, ни за рубежом не предпринималась ни одна операция по подъему тел моряков из затонувшей подлодки. Это сложно не только физически, но и морально. Тела обезображены возможными пожарами на борту затонувшего корабля, изъедены рыбами, полураздавлены огромным давлением.
...Пока еще ученые и военные не пришли к единому мнению - что же делать с "Курском"? У них есть время на размышление - год.
ДЛЯ СПРАВКИ.
Самый крупный корабль, который удалось поднять в нашей стране, - линкор "Новороссийск". Он затонул 29 октября 1955 года в результате взрыва на рейде Севастополя, при этом перевернулся вверх килем. Высота линкора вместе с мачтами - около 40 метров. Киль (его днище) находился от поверхности воды примерно в 1 метре. Подготовка к подъему и сам подъем осуществлялись в течение полутора лет и закончились в мае 1957 года. Перевернуть линкор не удалось. Его буксировали, как он и был, под водой, килем вверх. Вместо тел моряков извлекали уже студенистую массу. Всего внутри линкора в течение полутора лет оставалось около 400 человек.
Смотрите также:
- "Спасатель" ждет очередной трагедии? →
- Почему не спасают авиапассажиров →
- Новая версия гибели "Курска" →