О политике
Владислав Андреевич, помню времена, когда сотрудники "АиФ" и вы сами проводили встречи с читателями на различных предприятиях не только Москвы, но и других городов. Планируете ли возобновить такие "выездные заседания"? Н. Ветров, Москва
- А мы их и не прекращали, только они стали массовыми. Например, в Красноярске на праздник "АиФ" пришли более 50 тыс., а в Ростове-на-Дону - 85 тыс. человек. В декабре будет Нижний Новгород, а весной мы собираемся встретиться с читателями в Санкт-Петербурге. Сейчас нет цензуры и не надо что-то шептать на ушко, а можно говорить с читателем в открытую.
Г-н Старков, ваше отношение к Путину? В. Сероглазов, Тверь
- Свое отношение к президенту мы выразили в статье "Молодой президент: плюсов больше, чем минусов". Я считаю, что, если не произойдет ничего экстраординарного, Путин у нас надолго. Критикуя президента, действия президентской администрации, правительства, средства массовой информации все-таки должны действовать в главном направлении - помогать президенту. Ведь огульная критика может ожесточить человека. И к тем опасностям - тоталитаризму, диктатуре, которые предрекают некоторые политики, это как раз и может привести. Когда человека слишком тиранят, он озлобляется и становится деспотом. У нас в России были такие примеры: Иван Грозный, Петр I. В детстве и юности к ним проявили жестокость. Они потом (хотя были реформаторами) сами прибегали к тем же методам. Эту проблему необходимо разрешить всем обществом, понимая, что любой человек имеет право на ошибку. Но ошибки надо вовремя исправлять, ибо ошибка человека, стоящего во главе государства, может очень дорого обойтись всем нам. Поэтому критика необходима, но доброжелательная, конструктивная, без оскорблений и унижений. Потому что, унижая президента, мы унижаем тем самым и себя.
Влияли ли статьи вашей газеты на судьбу человека, предприятия, региона, города, страны? Т. Полякова, Псков
- Конечно, влияли. Я думаю, что наш читатель, который давно знает "Аргументы и факты", понимает, какую роль мы сыграли в перестройке, что "АиФ", как и другие средства массовой информации, способствовал преобразованиям в стране. У нас даже была рубрика "Лаборатория перестройки". Мы на собственной шкуре испытали, что такое акционирование, что такое борьба за бумагу для печатания "АиФ", как ударяет по редакционному карману повышение цен, которое происходило во всей стране. Мы в какой-то степени первыми приняли этот удар на себя и, слава богу, с этой ситуацией справлялись. Мы всегда выступали против цензуры... Ситуация в стране, возникновению которой мы способствовали, естественно, отразилась и на каждом конкретном человеке. Но мы по-прежнему помогаем людям выживать, естественно, газетными "методами", т. е. с помощью своих публикаций.
Сейчас много говорят о цензуре... Вы не боитесь, что ваша газета вновь будет читаться цензорами? В. Попов, Липецк
- Ни цензуры, ни зажимов критики мы в газете не чувствуем, хотя с властями в достаточно напряженных отношениях.
Почему в "АиФ" не подняты вопросы сельского хозяйства, промышленности? Ведь это насущные вопросы, это же продовольственная безопасность государства. Л. Харитонов, Кировская обл.
- Вы не правы, в "АиФ" поднимаются вопросы сельского хозяйства и промышленности. Но дело в том, что эти вопросы должны решаться теми, кто этим конкретно занимается. Кстати, напомню, что у нас недавно были большие материалы об урожае 2000 года. Раньше газеты были обязаны освещать пресловутую "борьбу за урожай". Государство пыталось "собирать урожай" политическими методами.
Помогаем нашим читателям
Помогает ли редакция "АиФ" конкретно кому-нибудь материально? М. Ренгова, Смоленск
- Да, и довольно много. Существует, например, совместный список МЧС России и "АиФ", в котором фамилии 220 стариков из Грозного. Практически все они с нашей помощью устроены: кто в дома-интернаты в других городах России, кого-то мы перевезли к родственникам, выделив деньги, кого-то устроили в больницы. Беженцам-инвалидам Борцовым из того же Грозного мы вообще купили квартиру в Ставрополе. Шефство над "списком 220", как мы его назвали, будет постоянным. Появился и новый список "2000 сирот Грозного". Мы также помогаем вывезти и обустроить этих детей в других регионах. Помогаем материально лицею в Грозном и детскому саду в Ставропольском крае, детскому отделению реабилитации Российского онкологического центра, детскому дому в Смоленске, первичной организации инвалидов "Купина" в г. Железнодорожном Московской области.
Список этот можно продолжать, так как многим людям и организациям (после проверки) мы оказываем помощь.
О редакции
Вы все время гордитесь тем, что независимы. За этот год вас никто не купил? Н. Кошкин, Челябинск
- Этот год ничем не отличается от предыдущих лет. Не купили и не особенно собираются. Просто мы стабильно работаем, нам не нужно прибегать к чьей-то финансовой помощи, слава богу, и надеемся, что это будет и в дальнейшем. Но мы открыты для новых проектов и с удовольствием примем любые партнерские предложения или инвестиции на какие-то новые начинания.
Говорят, что сотрудникам "АиФ" хорошо платят. А есть ли среди них нуждающиеся в какой-либо помощи и как вы разрешаете их проблемы? В. Вавилов, Новосибирск
- Нуждающиеся есть, и проблемы их стараемся разрешить. У нас существует такое понятие, как ссуда. Кстати, и я попросил в редакции ссуду. Ссуды люди берут в основном на улучшение жилищных условий. Около половины журналистов "АиФ" за последнее время изменили условия жизни в лучшую сторону, переехали из Подмосковья и из других городов в Москву. Я считаю, что это самое большое достижение.
Где проводят отпуск ваши сотрудники? Л. Родэ, Омск
- Наши сотрудники ничем не отличаются от обычных людей и проводят отпуск в разных краях - иногда в отдаленных, иногда близких. Сейчас, например, наш управляющий делами отдыхает под Москвой. Материально мы не столь уж богаты и проводим отпуска в соответствии со средствами.
Можете ли вы повысить голос на сотрудника? Если да, то можете ли вы потом перед ним извиниться? Т. Травникова, Люберцы
- Кричу редко, но могу, а извиниться могу тоже, особенно если я погорячился.
В газете стало много предположений, вымыслов и прочей чуши, не имеющих отношения к аргументам и фактам. С. В., Москва
- 20 с лишним лет я являюсь редактором газеты, и всегда были такие письма. Но по большинству вопросов, которые пришли в нашу редакцию, я вижу, что "Аргументы и факты" продолжают пользоваться популярностью. Об этом говорят и рейтинги (cм. таблицу.) Рейтинг нашей газеты не снижается, тираж (постучу по деревяшке) тоже. А то, что читатель разный... Иногда он растет вместе с газетой, бывает, вырастает из нее, иногда отстает - ну что ж, это жизнь.
О себе
Г-н Старков, из прежних ваших интервью явствует, что вы симпатизируете двум талантливым женщинам - Алле Пугачевой и Галине Волчек. Пополнился ли этот список? В. Волкова, Пермь
- Этот список больше: у меня есть еще жена, которую зовут Юлия, и дочь Лена. Этих четырех женщин мне с головой хватает для того, чтобы решить раз и навсегда "женский вопрос". Если же говорить о Пугачевой и Волчек, то это настолько творческие люди, что от них постоянно ждешь что-то новое. И нет необходимости кого-то еще в этот список включать... Кстати, совсем недавно Алла Борисовна с Филиппом были у меня в гостях дома - мы с удовольствием проводим время вместе. Правда, это бывает нечасто.
- Разводиться они не собираются?
- Вроде нет. Сидели вместе, ворковали...
Вы образованный человек, хорошо знающий искусство. Что вас восхитило в последнее время в музыкальной жизни страны? Т. Бакалаева, Хабаровск
- Я был на последнем концерте Монтсеррат Кабалье. Меня порадовало, что ее дочь стала замечательно петь. И то, что она находится в звездных лучах мамы, ей стало мешать. Мне понравилось, что у Монтсеррат Кабалье, самой великой певицы нашего времени, появились волнующие грудные ноты.
Владислав Андреевич, какие радостные или печальные события произошли в вашей жизни за последний год? Н. Ивлева, Красногорск
- Радостное событие - моя дочь в этом году вышла замуж. Причем неожиданно для нас. А печальное - в этом году умер мой отец, ветеран войны, ему было 86 лет. Для ветерана это достаточно почтенный возраст. Слава богу, что он встретил 2000 год живым. Конечно, печально, что он ушел. Мы его помним и всегда будем помнить. Поставили в Ростове-на-Дону хороший памятник ему и матери. Так что были и печаль, и радость. Жизнь есть жизнь.
Что будет через 20 лет
Вы постоянно совершенствуете "Аргументы и факты". Интересно, какой будет газета этак лет через 20? Слышала прогноз, что газеты исчезнут. Е. Ильичева, Москва
- Техника и технология идут колоссальными шагами, и я не хочу быть Жюль Верном, но все-таки считаю, что мы стоим у истоков очень важных изменений в технологии средств массовой информации. Возьмем, например, Интернет или телевидение... Все это редакция использует самым активным образом. У нас есть подразделение, которое вплотную занимается Интернетом, есть в редакции и свой телевизионный отдел, его работу вы видите на центральных телеканалах. А что касается исчезновения газет... Помните, раньше говорили, что исчезнет театр, его заменит кино. Потом - исчезнет кино, а будет сплошное телевидение... До тех пор пока компьютер не будет гибкий, как бумага, и дешевый, как газета, когда его можно будет сворачивать и класть в карман, газета будет существовать. И я думаю, что на наш век вполне хватит. Англия, где я недавно был, очень читающая страна, там все покупают газеты в киосках, хотя Интернет более распространен, чем в России. А в нашей огромной стране в какой-нибудь маленькой деревне или поселке газета долго еще будет главным источником информации.
Планируете ли вы в XXI веке сделать "АиФ" цветным? А. Шуриков, Омск
- Да, конечно, хотим и работаем над этим. Но у нас такой большой тираж и мы печатаемся в 60 регионах, а многие типографии еще не готовы перейти на цветную печать.
Смотрите также:
- ВЛАДИСЛАВ СТАРКОВ: "МОЛОДОЙ" - ЭТО БУДУЩЕЕ "АиФ"! →
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Что за жизнь без ваших писем? →
- О наших планах →