Куда исчезает электричество

   
   

ПУШКИН любил зиму: санки, снег, "мороз и солнце". Сегодня для россиян зима - это темнота, холод и беспросветная борьба за выживание. Как только наступает зима, в квартирах выключают электричество и тепло. Люди устраивают митинги, чиновники - заседания, решая вечный вопрос: "Кто виноват?" Чтобы разобраться, корреспондент "АиФ" вылетел в Красноярск - богатый сибирский край, который все равно запутался в паутине разборок энергетиков.

Еда на костре

У ЗДАНИЯ местной администрации митинговали жильцы общежития, уже несколько месяцев отключенного от света и тепла. Люди стояли с плакатами "Наши дети замерзают", "Включите свет" и "Мы не хотим умирать". Один из чиновников, грустно глядя на стоящих под окном людей, вздохнул: "Три часа уже стоят. Вышел бы к ним кто-нибудь. Вот на прошлой неделе на автобусах привозили митинговать работников оборонного предприятия "Енисей", которое тоже отключили. Так к ним наш сотрудник вышел и рассказал, что у предприятия долгов перед энергетиками - 82 млрд. руб. Те сразу сели и уехали".

В общежитии, где живут пикетчики, бетонные стены, пол и потолок. От них веет холодом и сыростью. Прямо на голом полу ползают с игрушками трое детей от трех до семи лет. На улице минус 10 градусов. Внутри - максимум плюс 3-7. "Всю осень у нас не было света и горячей воды, - рассказывает Наталья Категова, жительница общежития. - Нельзя было вымыться, по комнате ходили со свечами, и плиты у всех электрические. Поздно вечером всем общежитием выходили на улицу и варили обед на кострах - там, на задворках, около мусорных баков. Чтобы люди не видели - стыдно. Вот Чубайс по телевизору говорит, что тех, кто не платит, отключают. Но мы все честно вносили плату каждый месяц. В чем же дело?"

Откуда ток?

ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ (большая часть которых входит в состав РАО ЕЭС) производят и продают энергию крупным потребителям по тарифам, которые устанавливает государство. Крупные потребители (чаще всего специальные жилищно-коммунальные блоки, реже - заводы) получают электроэнергию очень высокого напряжения. Для того чтобы подать ее жилым домам, напряжение надо понизить. Поэтому издавна жилые дома прикрепили к крупным потребителям. Энергосистема наша устроена так, что, минуя, например, завод, подать свет и тепло людям невозможно, для этого придется специально прокладывать новую линию, строить отдельную подстанцию, а денег нет. И вообще, на нашем рынке электроэнергии каждый потребитель насильственно прикреплен к продавцу электроэнергии. И переключиться на услуги подстанции соседней области или соседнего района не может: провода не пускают.

Чем больше потребляешь энергию, тем больше за нее приходится платить. Поэтому чаще всего проблемы возникают у крупных потребителей. Например, когда завод, которому принадлежит подстанция, не платит за электроэнергию РАО ЕЭС. Долги накапливаются, завод жалуется на отсутствие заказов, и заканчивается все отключением. И автоматически "вырубаются" все жилые дома, подключенные к этому заводу.

Или еще вариант: предприятия, понижающие напряжение (или перепродавцы, как их называют в РАО), испаряются с деньгами потребителей в неизвестном направлении. Именно таким образом не повезло красноярскому общежитию: ОО "Солнечный", взявший на себя роль посредника, уже несколько месяцев скрывается. "Когда мы узнали, что произошло, то собрались всем домом и решили скинуться и заплатить задолженность в "Красэнерго", - рассказывает жительница общежития. - Сначала нам запретили платить, потому что энергетики якобы не имеют права брать деньги прямо с жильцов. Но мы несколько раз приходили просить, и в конце концов деньги взяли". Кроме того, сети, принадлежащие перепродавцам, находятся в ужасном техническом состоянии, из-за чего там постоянно возникают аварии. Например, гибель ребенка в роддоме г. Владивостока этим летом произошла именно из-за аварии на сетях перепродавца.

"Чтобы работать напрямую с жителями города, - говорит Олег Кобелев, руководитель департамента общественных связей "Красэнерго", - надо создать собственные подстанции для понижения напряжения, проложить новые линии. Это очень дорого. Хотя мы такую работу ведем и кое-где уже именно так и сделали. Вот, например, завод "Красмаш" теперь отвечает только за себя".

Опасные связи

КРОМЕ денежной проблемы есть еще один очень тонкий момент: РАО ЕЭС - в Москве, а в регионе хозяин - местный губернатор. Например, чтобы создать такое частное предприятие-посредник, надо получить разрешение у местной администрации. На разрешение это претендуют многие. Руководители местных энергосистем РАО ЕЭС прозрачно намекают, что дают его за взятки своим людям.

Много лет губернаторы устанавливали свои тарифы на энергию, гораздо ниже государственных, прикрываясь заботой о народе. От этого, например, вся проблема в Приморье. Доплачивать разницу между заниженными тарифами и настоящей ценой энергии губернатор собирался из доходов своего областного бюджета. Но доходов этих вечно не хватает.

РАО понять тоже можно. Прощать долги энергетики не могут не только из-за принципа или упрямства. Им нужно расплачиваться за топливо с угольщиками, "Газпромом", атомщиками и т. д., платить налоги наконец.

Когда английские шахтеры объявили забастовку, премьер-министр Маргарет Тэтчер впервые никак не отреагировала на народное возмущение: "Наше дело правое, а кому не нравится - это его личная проблема". Точно так же ведет себя РАО ЕЭС. Только у нас это все скандальнее и с большей кровью.

Воронеж, Приморье, Омск, Дальний Восток, Северный Кавказ, Саратовская область... Список можно продолжить. В одном Красноярске общежитие - далеко не единственный объект, попавший под отключение. Есть еще оборонное предприятие "Енисей". Это вообще опасно для жизни всего города: завод работает на порохе, и, если перестать подавать горячий пар (что сделали энергетики), предприятие может в любой момент взлететь на воздух. "Если отключить горячую воду, надо немедленно прекращать работу, - рассказывает начальник цеха Игорь Губин, - иначе начнется пожар, а у нас и тушить-то нечем. А тут завод вырубили, даже не предупредив, и люди работали, не зная, что в цехе нет воды".

Смотрите также: