"МАДОННА, надеемся, тебе понравится наша церемония". Увидев этот идиотский транспарант в стокгольмском аэропорту Арланда, мы сразу просекли: европейцы ( и шведы в частности) заискивают перед американцами. И подтверждение этого получили на самой церемонии награждения призами европейского МТV (Еurope Music Awards), состоявшейся на прошлой неделе в Стокгольме. Результаты выглядели абсолютным торжеством американской поп-культуры. Из 12 номинаций лишь в одной победил англичанин Робби Уильямс ("Лучшая песня года"), остальные призы расхватали жители Нового Света.
ХОТЯ, если рассматривать "эмтивишное" подведение музыкальных итогов года не как состязание культур, а исключительно как шоу, праздник удался на славу. Сцена концертного зала "Глобэн Арена" взрывалась и дымилась похлеще, чем в батальных эпизодах фильма "Спасая рядового Райана". Техперсонал потел покруче нашего Леонтьева, а от обилия звездных персон мирового масштаба можно было легко ослепнуть.
"Хохмачи" и "техначи"
НА РОЛЬ хохмача и заводилы публики зазвали черного хип-хоппера Уайклефа Джина. В последнее время на МТV утвердилась какая-то нездоровая мода - доверять конферанс темнокожим ребятам. Они якобы отвязнее и экспрессивнее, чем белые, шутят хоть и грубо, зато их юмор всем понятен. Джин, к сожалению, не очень справился с этой ролью. Хохмил топорно: "Мне сказали, что севернее Швеции расположена только Лапландия. Есть в зале девушки из Лапландии? Я хочу их облапать". Затем спрыгнул в толпу, которая его раздела до трусов. Выбравшись на сцену, он схватился за "хозяйство" и завопил: "Остановите музыку, этого не было в сценарии!" Хотя по его довольной роже можно было легко догадаться, что в сценарии этот якобы незапланированный инцидент был расписан до мельчайших деталей. В отдельных случаях Джин даже шутил при помощи суфлера. Чтобы не попасть в камеру, на карачках к нему подползала девушка с бумажкой, исписанной заранее утвержденными шутками. Так что никому там на фиг не нужны дурацкие импровизации.
Честно говоря, больше всего поразили размах и организация мероприятия. Только представьте себе, какое количество аппаратуры было свезено в закулисные помещения "Глобэн Арены"! За день до шоу нас провели по ангару закулисья, где кипела разгрузочно-коммутационная работа. Техперсонал из огромных грузовых фургонов выгружал барабанные установки, клавишные, мониторы и прочую музыкальную тряхомудию и устанавливал на небольшие подвижные платформы. Во время шоу эти платформы с инструментами около 100 человек обслуги шустро вкатывали на сцену и так стремительно коммутировали с режиссерским звуковым пультом, что публика даже не замечала, что на сцене происходит какая-то техническая работа. Подпевки, танцоры и аккомпанирующие музыканты занимали свои позиции на сцене заранее, за несколько минут до выхода самого исполнителя. Поэтому накладок почти не было. Единственная: барабанщик шумной гитарной группы "Гуано Эйпс" попытался хулиганисто перемахнуть через свою барабанную установку. Но, не рассчитав прыжок, приземлился на барабаны. Сам виноват, дурачок.
Трюки и брюки
ДРУГИЕ исполнители штурмовали публику более безопасными трюками. Во-первых, все основные вокальные партии артисты исполняли живьем. "Фанера" звучала в отдельных случаях: как инструментальная подложка и кое-где в бэк-вокале (заметнее всего это было у двух девичьих групп: "Спайс Герлз" и "Ол Сэйнтс"). При этом, заметьте, поп-звезды еще и зажигательно танцевали во время пения (не сбивая дыхания). Уж на что у электронщика Моби компьютерная музыка, но и он, шельмец, нагнав на сцену "живых" музыкантов, по-настоящему колдовал, а не имитировал игру на клавишах (как это обычно случается на "солянках" российских "поп-старов"). Ирландец Ронан Китинг после блистательного выступления дуэта Кайли Миноуг и Робби Уильямса (которым аккомпанировал целый оркестр из 15 музыкантов) смотрелся жалкой копией последнего. Ужимки, движения - все слизано. Даже как-то неловко за парня, песня-то у него достойная.
Мадонна хоть и сорвала кучу аплодисментов, судя по всему, еще не совсем оправилась от родов второго ребенка. В глаза бросалось ее судорожное дыхание после исполнения танцевального "Мьюзика". Причем на сцене 42-летняя девушка появилась в топике с надписью "Кайли Миноуг" (видимо, таким образом хотела простебать свою конкурентку?) и в брючках, повисших на бедрах. Ее непослушные ягодицы так и грозились выпрыгнуть из модных приталенных штанишек, и Мадонна ловким движением рук водворяла брюки на место. На следующий день все шведские газеты поместили на первой полосе фотографию Мадонны с полуобнаженной ягодицей.
Кайли Миноуг "прилетела" на сцену в ракете, Дженнифер Лопес - на самолете. А "Спайс Герлз" появились прямо из-под земли на лифте и таким же образом исчезли. Завершал церемонию "лучший мужик года" Рики Мартин. Его танцоры сексуально извивались в аквариумах с имитацией воды. Короче, каждый старался хоть чем-то поразить: трюком, танцами, одеждой. Кстати, по признанию артистов, многие в этом году оделись от Дольче и Габбаны. Когда за кулисами у этой знаменитой парочки модельеров спросили, где они сами прибарахляются, те ответили: "Бывает, носим и свою одежду. Но чаще джинсы "Ливайс". Не брезгуем и "секонд-хендами", если повезет, там можно прикупить модную и недорогую одежду". Однако почему-то на послеконцертное "афтэрпати" оба кутюрье приперлись в фанатских майках с рекламой последнего альбома Мадонны.
И мы победили
ПОКА артисты на сцене соревновались в крутизне прикидов и трюков, журналисты на закулисных пресс-конференциях устроили чемпионат по "задаванию самых идиотских вопросов". С гордостью констатируем, что с большим отрывом победила наша коллега из дружественного российского издания (она просила не называть ее фамилии), спросившая солиста группы "Сэвэдж Гардэн": "Вы меня помните, я брала у вас интервью?" "Да-да, конечно, а как же... - ответил он. - Как сейчас помню, это было в Италии". "Да нет же, это было в России, - попыталась возразить девушка. - И вы, кстати, обещали к нам еще раз приехать". "Я работаю над этим вопросом, - продолжил он. - Но в вашей стране постоянно какие-то проблемы: то взрывы, то пробки на дорогах, часто меняющаяся власть, единственное, что постоянно, - это... гамбургеры и чизбургеры". Всем было очень смешно. Таким образом, Россия тоже хоть в чем-то победила.
Для тех, кто еще не знает, музыкальные итоги 2000 года на МТV выглядят так: Лучший поп-исполнитель - трио "Ол Сэйнтс" (видимо, за удачную песню, вошедшую в фильм "Пляж" с Леонардо Ди Каприо). Лучший танцевальный исполнитель и лучшая среди певиц - Мадонна (без комментариев). Лучший певец - Рики Мартин (а кто бы сомневался). Лучший в хип-хопе по-прежнему белый парень Эминем, у него же лучший альбом (нам это непонятно, но, наверно, так надо). Лучшее видео - у электронщика Моби - Natural Blues. Лучший ритм-энд-блюз-исполнитель - Дженнифер Лопес (много ритма и ни капли блюза). Лучшие рокеры - "Рэд Хот Чилли Пепперс" (видимо, за силу воли - парни бросили пить, употреблять наркотики, и вдруг их пробило на запись альбома). "Блинк 182" - открытие года (еще более непонятно, чем в случае с Эминемом). Лучшую песню записал Робби Уильямс - Rоcк DJ (небесспорно, но согласимся). Лучшая группа (похоже, это их пожизненный титул) - "Бэкстрит Бойз".