Александр Солженицын: "Наш дух сильнее гнетущего бытия"

   
   

С ЧЕМ мы идем в XXI век? Где наши слабости и где наша сила? На что нам опереться, а от чего отречься, чтобы здесь, в новом веке, обрести уважение мира, согласие друг с другом и национальное достоинство?

Нам особенно дороги размышления на эту тему Александра СОЛЖЕНИЦЫНА - великого писателя и гуманиста. К тому же бесед с ним чаще всего требуют и читатели "АиФ" в наших регулярных опросах.

Жизнь под чиновниками

ИСТОРИЯ России особенно трагическая. И в ней нынешняя политика еще дальше от нравственности. После 70 лет тоталитарного гнета Россия попала в разрушительный вихрь грабежа национального достояния и населения. Наш народ не успел встать на ноги. Он не успел получить возможность применить свою инициативу, свои собственные силы к решению своей судьбы. Самоуправление в нашей стране подавлено. Вместо него над нашими головами толпа чиновников. Наш политический класс составлен диким образом: из нераскаявшихся номенклатурщиков, всю жизнь проклинавших капитализм, а теперь восхваливших его; из хищных комсомольских вожаков; из абсолютных политических авантюристов; из находчивых экономических грабителей; и случайных людей, мало подготовленных к той роли, куда они попали. В этих условиях о России говорят, что Россия погружается в "Третий мир". Я с этим не согласен. Я всегда верил в то, что наша традиционная культура, наш дух сильнее гнетущих материальных обстоятельств.

Народное самоуправление

Я ИМЕЛ случай сказать президенту Путину: да, укрепление правительственной вертикали необходимо для сохранения России от распада. Но: расцвета России от одного того не будет. Для расцвета нужно деятельное местное самоуправление, растущее снизу вверх и обеспеченное местными финансовыми средствами. Такое самоуправление - вне системы органов государственной власти - указано в ст. 12 Конституции, но его н е т и никто его не создает. А во многих губерниях подавляются попытки его создать. Однако только народное самоуправление и притом многоступенчатое - сперва местное, затем из него вырастающее районное, затем областное - только такая вертикаль самоуправления, взаимодействуя с вертикалью правительственной, может дать народу возможность определять свою судьбу.

Не время для символики

НО СПАСЕНИЕ погибающей страны не может начинаться с государственной символики. Мужчинам, умирающим от безвыходности в цветущем возрасте, совершенно безразлично, чтобы над их головой звучал вообще какой-нибудь гимн. Миллионам, которые стонут в нищете, никак не поможет двуглавый орел. Я считаю, что весь этот вопрос о государственной символике поднят крайне неуместно, нужно было бы отложить его по крайней мере на 25 лет.

В чем Путин прав и в чем неправ?

ДЛЯ того чтобы оценивать нынешнюю деятельность президента Путина, его отдельные шаги, надо помнить, в каком виде он получил Россию. Его наследству не позавидуешь. Во время Ельцина, во-первых, национальное достояние было разграблено и в сотнях миллиардах долларов ушло на Лазурные берега и Голубые острова. Во-вторых, президент Ельцин с редким умением сумел сделать все возможное для развала государства. Вместо единого государственного закона он вводил как бы политические взятки в виде частных договоров. Перед Путиным стояли не десятки, а сотни вопиющих вопросов. С ними справиться разом невозможно и невозможно не ошибаться при этом. Поэтому многие его критикуют. И на мой взгляд, есть явные ошибки. Например, упразднение независимости Экологического комитета или Управления лесами. В результате на разграбление отдана наша природа, леса. Есть шаги, которые кажутся мне очень спорными. Например, реформа Совета Федерации, который был главной палатой Федерального собрания. Его составляли губернаторы, ответственные и компетентные в своем регионе. Теперь предложено заменить их случайными, может быть, третьесортными политиками, которые поселятся навсегда в Москве и будут жить здесь на министерском содержании. Президент Путин, несомненно, имеет в виду правильную цель: укрепить Россию, укрепить ее единство. Однако вот этот вариант не служит его цели, а наоборот, противоречит.

В некоторых случаях президент Путин, на мой взгляд, очень разумные направления ведет недостаточно решительно. Например, его борьба с накопленными за прошлые годы грабительством, хищничеством и коррупцией. Нефть, газ, цветные металлы забесплатно, за полпроцента розданы хищникам. Мы остались без собственного достояния. Жить так Россия не может. Сейчас в Государственной думе уже заколыхался проект экономической амнистии. То есть что воровали до сих пор - прощается. А с этого момента - давайте жить честно, с сегодняшнего дня. Это нелепость. На гнилом фундаменте наше государство просто не устоит. Путину надо действовать кардинально, очистив фундамент для здорового государства.

Земля

ВСЕ наши страстные споры - продавать сельскохозяйственную землю или не продавать - начинаются не с того конца. Их подгоняет жадность новых богатеев поскорее вложить свои неправедно нажитые деньги в надежную землю. Между тем вопрос должен начинаться с создания районных Земельных банков и районных Земельных комитетов. Без субсидии (с рассрочкой и под низкий процент) у нас нет деловых покупателей для земли. Земельный банк субсидирует покупку, затем принимает погашения - и в своей деятельности не зависит ни от каких государственных инстанций. (Потомкам раскулаченных, если это подкреплено свидетельством соседей, земля может быть выдана и бесплатно.) Владение приобретенными участками - личное и наследственное. Но с ограничением: только при эффективном сельскохозяйственном использовании участка, за чем и следит местный Земельный комитет. Если земля не используется для сельского хозяйства или используется неэффективно - решением Комитета участок отбирается от владельца, а Земельный банк компенсирует ему внесенную плату и вложенные в землю затраты, если они были.

Украина не союзник

   
   

У МЕНЯ вызывает крайнее недоумение подписанный с Украиной последний договор. В течение 10 лет Ельцин непрерывно и только капитулировал перед украинскими президентами. Он проявлял полное безразличие к судьбе русского населения на Украине, в Крыму, к судьбе русского языка. Для него дороже были объятия с Кравчуком и Кучмой. Но зачем же теперь, сегодня это все продолжать? Получается, что мы продолжаем капитулянтскую линию. На Украине растаптывают русскую культуру, запрещают ее, как враждебную. Притесняют русский язык в школах, в институтах он вообще запрещен. Украина уже отобрала у нас Черное море, теперь перегораживает Азовское. Там идет бесконечный спор, по какому проливу можно проходить. Украина демонстративно устраивает один за другим маневры НАТО на своей территории. Зачем же мы должны теперь откладывать их долги на 10 лет? Продавать им газ по льготной цене? А что сами воруют, то пусть воруют! Я отказываюсь это понять.

С Чечней я ошибся

КАК вы знаете, война в Чечне начата не Путиным. Начата Ельциным в 1994 году в абсолютном безумии. Это его тяжелое преступление, которое ему теперь прощено... Но что сделал Масхадов за три года своей независимости? Палец о палец не ударил для воссоздания хоть какой-то части гражданской жизни. Нет, эти три года он потратил на то, чтобы начинить Чечню огромным количеством динамита, всех видов оружия и фанатичных наемников. Я в 1992 году советовал Ельцину: "Оставьте Чечню. Они хотят отделиться, хотят жить сами по себе - пусть живут, граница по Тереку". Но после этих масхадовских трех лет, которые пошли на устроение взрывного опасного узла, я вижу, что я в своем совете Ельцину ошибался. Чечня искала независимости для того, чтобы стать военным взрывным устройством. Не Путин напал на Чечню, а боевики Масхадова напали на Дагестан. Что же, отдавать Дагестан? Потом Ставропольский край? Только чтобы не было войны? Да, чеченская война - чрезвычайно тяжелое испытание для России. И задача эта не решена.

Свобода слова - для чего?

СВОБОДА слова, как всякая свобода, - дорогой, но двоякий дар. Когда говорят, что у нас сейчас подавлена свобода слова, я, имея советский опыт, не согласен. Я считаю, что в основных объемах пресса свободна, говорит, что хочет, и ничего не боится и не подавлена. Другое дело, что пресса во многом руководствуется соображениями своих финансовых хозяев. И вот это внутреннее нарушение свободы очень опасно. Я получаю несколько газет, читаю их. И получаю сотни писем: крик народа о том, что с ним делается. Так вот эти звуки не совпадают. Я утверждаю: газеты гораздо поверхностней, мельче жизни. Они в политических интригах крутятся и меньше всего заботятся о народном благе. Это так, для украшения, втягивают жизненные эпизоды на телевидение или в газеты. Самое страшное, что как бы по согласию всего чиновничества, всех верховных властей, всех законодательных органов и образованного класса решено: пусть не будет народного самоуправления, не нужно его, сами рассудим вот тут, наверху. Расцвет России возможен тогда, когда откроются уста миллионов и руки у них станут свободными, чтобы делать свою судьбу.

Смотрите также: