ОСЕНЬЮ прошлого года в отставку ушел министр по национальной политике, а министерство было упразднено. Однако перед самым Новым годом в России снова появился министр по национальной политике - бывший заместитель полпреда в Приволжском федеральном округе Владимир ЗОРИН. Он призван координировать работу около 20 федеральных министерств и ведомств и держать связь с многонациональной российской общественностью.
- ВЛАДИМИР Юрьевич, а вы сами кто по национальности?
- По происхождению - русский, православный, а что?
- Есть повод обвинить Россию в имперских замашках и претензии русских на звание "старшего брата" для всех остальных.
- Я гражданин Российской Федерации. В моем паспорте вообще не указана национальность. Но Конституция дает право каждому гражданину идентифицировать себя с той национальностью, с которой ему хочется, и обеспечивает равные права. Национального ценза в нашей стране нет.
Кстати, классической империей Россия не была даже в царское время. Например, Финляндия и Польша, которые входили в состав государства, имели собственные парламенты и законы. А Николай II, совершая поездку по стране как наследник престола, не стал заезжать в Бухару. Это был священный для российских мусульман город, и традиция запрещала входить в него иноверцам.
Еще в Русской Правде Ярослава Мудрого было записано, что наказание за преступление равно для людей любых народов.
- А сколько народностей и наций проживает в России сегодня?
- Мне больше нравится слово "этнос". Ученые из Института этнологии и антропологии РАН называют цифру 191. Государство в своей деятельности не может это не учитывать. Иначе фактор превратится в проблему.
- А если уже превратился? Может быть, дать возможность отделиться тем, кто хочет отделиться?
- Право наций на самоопределение нельзя понимать как возможность отгородиться ото всех высоким забором или, более того, пойти на соседей войной. Наоборот, границы в мире становятся все прозрачнее. А самоопределение наций происходит в рамках культурного, этноконфессионального развития, не ограниченного границами регионов. В наших национально-территориальных образованиях - Татарстане, Башкортостане, Мордовии, Чувашии и др. - проживают от 10 до 40% их титульных этносов. То есть остальные 60-90% живут в других регионах страны. Люди заинтересованы в комфортной жизни вне зависимости от конкретной географической точки России. А пик сепаратистских настроений пришелся в Российской Федерации на 1992-1994 годы. Сейчас настало время собирать камни.
- Нам удастся "собрать" и Чечню?
- Там есть большая обида на то, что мы не сохранили мир и стабильность в этом регионе. Однако, думаю, большинство жителей Чечни не ощущают себя вне границ Российской Федерации. Нельзя считать волей народа преступления пусть даже нескольких тысяч боевиков.