В "АиФ" (N 1, 2001 г.) опубликован прогноз о будущем современной музыки, высказанный Борисом Зосимовым ( "Бум этнорусской музыки?" ). Футуристическую тему продолжает музыкальный критик, редактор - основатель российского издания "Плейбой", а теперь еще и "Диверсант" (по адресу: https://www.estart.ru/celebrities/troizki/ в Интернете он ведет одноименную персональную страничку) Артем ТРОИЦКИЙ.
- Я НЕ СЧИТАЮ, что произойдут какие-то серьезные музыкальные революции. У музыки был свой звездный час: 50-е, 60-е и 70-е годы ХХ века. В эти годы музыка неожиданно стала самым важным из всех искусств и самым главным молодежным культом. Это движение достигло пика в 60-е и после этого неуклонно катится под горку.
Если говорить о том, что интересует молодежь сегодня, не думаю, что музыка занимает первое место. Если говорить о стилистическом и технологическом музыкальном поле, то сейчас оно почти полностью освоено. Не осталось закоулков, куда музыканты со своими музыкальными компьютерами, с цифровой техникой не забрели бы. Если окончанием истории живописи стал "Черный квадрат" Малевича, то теперешняя экстремальная компьютерная музыка (которая по сути является просто белым шумом) - это "черный квадрат" в музыке.
За последние 20 - 25 лет в музыке ничего нового изобретено не было. А если что-то и преподносилось как изобретение, то это были всего лишь перепевки того, что было. "Гранж" - это психоделический панк-рок, бритпоп - отголоски битломании, хип-хоп - рэп плюс фанк. Точно так же я не считаю, что будут отмирать и становиться менее популярными старые направления, начиная от классики и заканчивая бардовской песней. Все они апеллируют к тому или иному состоянию человеческой души и всегда будут находить у людей отклик. И Бах, и Моцарт, и "Битлз", и Элвис Пресли будут существовать в одном музыкальном пространстве наравне с новейшими звездами.
Если брать статистику продаж аудионосителей, то примерно так оно и получается: процент свежезаписанной музыки по сравнению с процентом музыки архивной постоянно уменьшается в доле продаж. Что мне в этой ситуации не нравится? Поп-музыка вообще перестала быть музыкой. Если мы говорим об артистах, типа всех этих мальчиковых и девичьих групп, Бритни Спирс, Ронана (как его?) Китинга и прочих, то исполнителей такого низкого художественного уровня в мировой поп-музыке еще не было.
Если мы возьмем даже самые презренные, "жевательные" ("бабл-гам") группы 60-х и 70-х годов, а такими тогда считались те, которые сейчас можно назвать светочами и суперклассикой ("Смоуки", "Бейсити Роллерс", "Свит", Дайана Росс и "Сюпримс"), то все-таки это были личности, все-таки это были мелодии и творческая работа. Пусть и не сравнимая с "Битлз", "Лед Зеппелин" или Фрэнком Синатрой. В этом было определенное мастерство. Сегодняшняя поп-музыка абсолютно пуста. Это реально фабричный маркетинговый продукт, который ничем не отличается от банки "кока-колы" или тюбика зубной пасты. Для музыки, которая все-таки как-никак является искусством, это просто унизительно.
Смотрите также:
- Возможно, песня, написанная сегодня, станет классикой завтра. О музыке старой и новой →
- Кучкодром "Люди хотят поэзии..." Группа "Полюса" →
- "Мастер" или путь к совершенству →