В "АиФ" N 36 говорилось о принципах отбора музыкальных произведений на фирме "Мелодия". А как с этим обстоят дела за рубежом?
О. Семенов, студент, Уфа
"Мьюзик сейлз" (Великобритания) - самое крупное издательство, выпускающее книги о музыке, нотные сборники, самоучители, компьютерные музыкальные программы в Европе. Наш корреспондент Н. Солдатенков встретился с коммерческим директором Яном МОРГАНОМ и представителем фирмы в скандинавских странах Ингмаром БЕРГМАНОМ.
Вам, что называется, по долгу службы приходится слушать очень много разной музыки, А что нравится лично вам?
Я. М. Трудно сказать. Я люблю просто хорошую музыку, и если перечислять конкретно, то это затянется надолго: "Дайер Стрейтс", "Битлз", классическая музыка, хоральная и т. д.
Каковы принципы отбора музыкального материала для вашего издательства?
Я. М. Мы выпускаем произведения и уже признанных мастеров - таких, как Чайковский, Стравинский, и современных исполнителей. В основном это песни, уже прозвучавшие по радио, телевидению, записанные на пластинках. Мы стараемся дать людям первоклассную музыку, отразить запросы самой различной аудитории.
Насколько велик спрос, скажем, молодежи на нотные издания?
Я. М. Безусловно, эта литература пользуется спросом. Ведь мы выпускаем много самоучителей. И если кто-либо хочет научиться играть как Джимми Хендрикс либо как Ричи Блекмор, то мы даем такую возможность.
А какими качествами должен обладать исполнитель, чтобы добиться успеха? И в какой степени этот успех зависит от рекламы и поддержки средств массовой информации?
Я. М. Я думаю, что в первую очередь он должен быть талантлив, и тогда средства массовой информации его поддержат. С другой стороны, не раз бывало, что качества тех или иных исполнителей непомерно раздувались, на волну успеха поднимались артисты просто бесталанные, но это обычно длится недолго.
И. Б. Добавлю, что современный исполнитель должен быть прекрасно подготовленным. Если он гитарист, то должен великолепно играть на гитаре, если певец - то превосходно владеть голосом. У многих современных артистов за плечами школа классической музыки - без этого сейчас трудно.
Каковы, на ваш взгляд, причины распространения рок-музыки во всем мире?
Я. М. Это неотъемлемая часть жизни современного человека. И, видимо, люди в самых разных странах находят в ней что-то свое, сугубо личное. Посредством именно этой музыки они познают мир, в ней ищут ответы на многие жизненные вопросы и т. д.
Я видел на вашем стенде нотные сборники "металлических" групп "Эй-Си/Ди-Си", "Айрон Мейден", "Бон Джови". Что вы думаете по поводу обвинения "хэви метал рока" в пропаганде насилия, сатанизма и т. п.?
И. Б. Я считаю, что "хэви метал" - это зеркальное отражение сегодняшнего общества, с присущими ему признаками. Так что пенять тут не на кого. Лично мое мнение - это просто шум в сопровождении ритма. У нас тоже это не всем нравится. Но сейчас трудно делать какие-либо прогнозы либо оценки: ведь когда-то родители тогдашних школьников ненавидели Элвиса Пресли, его танцы и вихляния бедрами, его по телевидению даже показывали лишь до пояса. И сегодняшняя реакция старшего поколения на "Блэк Сэббэт" точно такая же, как тогда на Пресли. Что же касается сатанинского культа "хэви метал", то, я считаю, не нужно принимать это всерьез. Ведь в свое время Паганини тоже сказал, что он продал душу дьяволу, и за это его предали анафеме. Но все чудачество ушло, а осталась его прекрасная музыка. Кстати, благодаря обработкам "металлическими" группами произведений классических музыкантов многие ребята сегодня проявляют интерес к классике, покупая у нас биографии мастеров, воспоминания о них.
Рок-музыка зародилась в США, затем центр ее переместился в Великобританию. С чем это связано?
Я. М. Трудно сказать. Во многом благодаря "Битлз". Людям нравятся интересные мелодии, звук, стихи. И если отдается предпочтение англичанам - значит, людям импонирует их музыка.
Чем объяснить повышенный интерес современной молодежи к творчеству музыкантов старшего поколения, тех, кому уже за сорок: Полу Маккартни, Дэвиду Боуи и другим? Значит ли это, что молодые артисты слабее "стариков"?
Я. М. Исполнители, имена которых вы назвали, составляют, так сказать, "золотой фонд" современной музыки, его наследие. Но 20 лет назад никто не мог даже предположить, что песни "Битлз" сегодня будут так же популярны, как и тогда. Поэтому сложно сказать о популярности современных музыкантов сегодня и завтра, все зависит от того, какие чувства вызывает песня у слушателей, насколько профессионально она сработана.
Существует ли в Великобритании цензура и насколько она эффективна?
Я. М. Цензура существует, и если песня слишком агрессивна, с нецензурными выражениями и т. д., то ее запрещают и национальное радио и телевидение не транслируют.
Рок-н-ролл - музыка по происхождению американская. Не возникали и не возникают ли сейчас в вашей стране споры о засилии американской культуры и музыки, в частности о том, что она подавляет национальное, народное искусство?
И. Б. Каждая страна имеет свои традиции, свои песни, которыми гордится народ и которые составляют культурную основу нации. Но полностью противопоставлять народную музыку современной нельзя. И кто может поручиться, что песня, написанная сегодня, не станет основой для музыки будущих поколений? Вот вам свежий пример: песня "Битлз" "Вчера" - это неотъемлемая часть национальной культуры Великобритании, она воспринимается как народная песня.
И, наконец, почему исполнители из других стран трудно завоевывают такую же популярность, как англо-американские артисты?
И. Б. Это не совсем так. Положение меняется - сегодня большим успехом в мире пользуются "А-ХА" (Норвегия), Хулио Иглесиас (Испания), "Нена" (ФРГ) и другие. Это пример того, что англо-американская музыка уже не является доминирующей. Мы знакомы и с советской современной музыкой, но в очень малой степени. Мы были бы рады, если бы у ваших артистов появилось больше возможностей выступать за рубежом.