ЛИДЕР группы "Ва-Банкъ" Александр СКЛЯР - человек-эксперимент. После романтики дворовых песен, записанных с Гариком Сукачевым, заключает творческий союз с утонченной Ириной Богушевской. В прошлом - организатор и вдохновитель фестиваля альтернативной музыки "Учитесь плавать", альбом "Нижняя тундра" выпустил вместе с культовым писателем Виктором Пелевиным.
- В советские времена формату официальной эстрады противостояли самые разнообразные песенные культуры - городской романс, бардовская песня, блатная лирика, русский рок. Сейчас происходит их унификация и нивелировка. Это закономерное смешение культур или их деградация?
- В советское время поляризация была большей, чем сейчас. Но мы живем в эпоху, когда в обществе витает дух вседозволенности. Теперь нет табу ни на эстраде, ни в литературе, ни в политике, ни в каком-то ином аспекте общественной жизни. Значит, и нарушить их невозможно. Ситуация в стране изменилась слишком кардинально и резко всего за 10-15 лет. Соответственно, у массового сознания сорвало крышу. А вседозволенность ведет к тому, что, если ты живешь в обществе потребления, значит, можно зарабатывать деньги любыми легальными способами. В этих условиях коммерческая радиостанция становится обычным бизнесом и откидывает всякую идеологию. Ее руководству побоку, кто и что поет, если из-за этого станцию слушают и туда приходят рекламодатели. Можно объявить, что делаешь станцию сугубо русского рока, но появляется человек, который говорит: "Я бы разместил у вас рекламу на 50 тыс. долл., но только почему я не слышу такого-то исполнителя?" Делаешь недовольную мину и вставляешь безобразного исполнителя в свою замечательную рок-н-ролльную станцию.
Но в то же время, если ты артист и не имеешь богатых родителей - значит, должен зарабатывать своим творчеством. Поневоле приходится решать, что для тебя табу, а что нет. Я могу перечислить свои. Как бы я ни относился к наркотикам, никогда не стану призывать их употреблять. Как бы ни относился к гомосексуалистам - никогда не позволю себе их хвалить или порицать. Если поступки какого-то артиста противоречат моему внутреннему кодексу - исключу упоминания о нем в публичных высказываниях, не приду к нему на презентацию. А если случайно все-таки там окажусь - как можно скорее уйду. Никогда не позволю раскручивать свой образ за счет "грязного белья", постараюсь никого не допустить в свою частную жизнь - как бы это ни сыграло в положительном смысле на мой имидж. Не хочу вставать под современный гимн России, потому что считаю его использование колоссальной ошибкой. Поэтому сделаю все от меня зависящее, чтобы не оказаться на официальном мероприятии, где будет играться этот гимн. Если окажусь - не встану, а выйду из зала. Потому что вставать под такой гимн противоречит моим внутренним установкам.
- Какова судьба движения "Учитесь плавать"?
- "Учитесь плавать" перешло в латентное состояние. Такие игры заканчиваются со взрослением, если остаешься артистом и вступаешь в более взрослый мир, где царят свои, взрослые законы. Выбрав путь художника, должен кормиться этим путем либо рассматривать его исключительно как хобби. Рано или поздно ты все равно встанешь перед необходимостью зарабатывать на жизнь. К сожалению, той музыкой, которая поддерживалась с помощью нашего фестиваля, заработать на жизнь невозможно. Поймите меня правильно, все это - до поры до времени, пока можешь пользоваться кошельком родителей и они считают возможным тебя содержать. У нас нет сейчас сегмента рынка, благодаря которому можно себя альтернативной музыкой прокормить. Это значит, что ты должен находить какие-то другие источники пропитания. Например, делая две разные программы, одну - экстремальную, другую - которая тебя кормит. Или уезжать на Запад.
- Как относитесь к тезису "Рок - это протест"?
- Это именно так. Как только протест исчезает из творчества, можешь смело переквалифицироваться в музыканта любого другого направления, к року отношения не имеющего. Сам можешь продолжать считать, что ты - офигенный рок-н-ролльщик, но если нет протеста - ты уже находишься в иной атмосфере, даже если твоя музыка несет какие-то формальные черты рока. Протест - один из начальных постулатов, один из китов, на которых стоит рок. Я не против других направлений, только "Премьер-министр" не станет рок-н-роллом, даже если напишет песню в стиле "Лед Зеппелин" или "Нирваны". Сам я по этому же определению продолжаю оставаться в стане рок-н-ролла, потому что у меня пока не было ни одного альбома без социально звучащих песен. Даже на последнем, самом мягком альбоме группы "Ва-Банкъ", который называется "Босиком на Луне", есть парочка-троечка очень серьезных песен. Значит, я пока еще в рок-н-ролле.