Примерное время чтения: 9 минут
501

Михаил Козырев: "Талантливый коллектив найдет своих слушателей"

Когда четыре года назад на отечественных радиоволнах зазвучало "Наше Радио", рокерская братия вздохнула с облегчением. Наконец-то, чтобы насладиться песнями БГ и Саши Васильева, не надо было ждать, пока отыграет дюжина тошнотворных попсовых команд. Однако со временем восторги поутихли. Во-первых, на "Нашем Радио" крутилось все больше и больше одинаковых команд с похожими текстами и мелодиями. Во-вторых, создавалось впечатление, что команды эти попадают на "Наше Радио" не потому, что играют качественную музыку, а потому, что любимы генеральным продюсером Михаилом Козыревым. В-третьих, множество талантливых музыкантов по-прежнему оставалось в подполье, так как не подходило под какой-то там "формат". Проанализировав положение, мы воскликнули: "Где справедливость?!" - и помчались к Михаилу Козыреву, чтобы эту самую справедливость восстановить.

Михаил, девиз "Нашего Радио" - "Хорошей музыки должно быть много". Что в данном случае подразумевается под "хорошей музыкой"?

Мы восполняем потребность людей в качественной музыке непопсового характера. Когда я говорю "непопсового", я не имею в виду поп-музыку, потому что то, чем мы занимаемся, на данный момент уже стало массовой популярной музыкой. Никакого негатива в слове "поп" я не вижу. Вот в слове "попса" точно есть негатив, потому что попса подразумевает халтуру, нетребовательное отношение к тому, что делаешь. Обратите внимание, что большая часть музыки, которая звучит у нас на радиостанции, - рок-музыка. При том на этой волне прекрасно уживаются и группы, которые к року никак не относятся, но вписываются в формат как стильный, классный, качественный, интересный, провокационный, в случае, например, Дельфина, продукт. До того, как появилось "Наше Радио", эту музыку было вообще некуда носить, нигде ее не брали. А сейчас ее могут взять у нас, теоретически.

Теоретически?

Для этого песня должна быть самобытной, яркой. И каждому человеку, который пытается что-то сделать, я объясняю: "Должен быть хит". Если это не хитовая песня, то шансов никаких нет. Потому что в этом потоке музыкальной информации, который низвергается на уши людей каждый день, нужно как-то обратить на себя внимание. Я часто слушаю новую песню абсолютно незнакомой группы и проделываю с ней трюк: представляю себе, как эту песню спел бы, например, Шахрин, или Гребенщиков, или Шевчук, или Земфира. И понимаю, что если эта песня, которая сама по себе хороша, была бы исполнена кем-то из этих музыкантов, то она автоматически попала бы в эфир.

Вы произнесли фразу "вписаться в формат". А что для этого нужно сделать?

Самая большая ошибка многих современных групп в том, что они слишком зацикливаются на вопросе: а что нужно сделать, чтобы туда попасть? Все самые великие артисты, музыканты, художники, режиссеры творили не для того, чтобы попасть в формат. Как душа лежит, так и надо писать. Критерием может быть только талант. Таланту невозможно научить. Его можно развить, но научить ему, как-то его имплантировать невозможно. Я очень мало встречал людей, даже среди самых именитых музыкантов, одержимых созданием чего-то нового, интересного и творчески самобытного, таких как, например, "U2" или "DEPECHE MODE".

Если важен действительно талант, то почему в эфире "Нашего Радио" появляется столько похожих по стилистике музыкантов? Или в России, чтобы быть талантом, довольно уметь ставить три блатных аккорда? Ведь вы не будете отрицать, что большинство наших рок-групп не могут сравниться по качеству с пресловутой "U2"?

Я уверен, что наша страна богата талантами. Но время, в котором мы живем, определяет формулу успеха: это талант, помноженный на трудолюбие и на технологию. Две трети прошлого века мы провели на обочине истории, а сейчас стремительно наверстываем упущенное. Обратите внимание: если, например, древние формы творчества - литература, живопись, скульптура, классическая музыка менее завязаны на технологии, то кинематограф, рок-музыка или телевидение - это сегодня очень высокотехнологичные жанры искусства.То есть, разумеется, требующие много денег. Поэтому Бродский, Солженицын, Эрнст Неизвестный, Шнитке - это часть мировой культуры, а Земфира, "Аквариум", "TEQUILAJAZZZ" - это пока только в пределах нашей части суши. В этой формуле успеха есть еще трудолюбие. Надо пахать, не жалея сил, а мы, к сожалению, этому пока только учимся.

Тем не менее многие талантливые люди остаются за бортом "Нашего Радио". Вы не боитесь, что получится ситуация, как с Моцартом, - они умрут в нищете и никто не узнает, где они похоронены?

Есть хорошая старая еврейская молитва: "Господи, дай мне мужества изменять то, что я могу изменить, душевный покой - принимать то, что я не могу, и мудрость - всегда отличать одно от другого". Я ощущаю ответственность за то дело, которым я занимаюсь, и понимаю, что я этим делом не изменю судьбы человечества, не спасу от неминуемой голодной смерти всех людей на других континентах, не исправлю жизнь и не приведу в светлое будущее свою собственную страну. Если я буду безгранично экспериментировать, ставя в эфир никому не известную музыку, то моя станция через год окажется на 25-м месте из 25 возможных, ее никто не будет слушать, и она станет не нужной никому. Ни тем, которые сейчас, может быть, обделены, ни тем, которые востребованы, она будет на фиг никому не нужна. Будь у меня пять радиостанций, я бы сделал шестую, подпольную, неформатную, на которой играл бы какую угодно пургу. Но я тогда бы спокойно чувствовал, что те 150 человек, которые работают под моим началом и которым надо получать зарплату, не будут зависеть от того, что какие-нибудь "новоявленные гении" - группа "АБЫРВАЛГ И СОПРИЧАСТ-НЫЕ" захотят каким-либо образом самовыразиться и попадут в эфир, рейтинги в результате рухнут, и станция выйдет из бизнеса. Я бы чувствовал себя спокойно перед теми людьми, за которых я несу ответственность.

Ладно, молодняку надо потрудиться, чтобы их заметили. А если, например, известная группа выпустит скучный и неинтересный альбом, то песни из этого альбома все равно будут стоять в ротации?

Нет. Я считаю, что заслуга известной группы - это определенный кредит доверия у аудитории, благодаря которому артист может какое-то время безбедно существовать, надеясь на гарантированный эфир, что бы он ни написал. Но этот кредит доверия быстро исчерпывается. Я могу привести множество примеров, как этот кредит доверия очень быстро заканчивался. "Мумий Тролль" еще полгода назад был на грани того, что этот кредит не вернется обратно. И еще сейчас это вопрос. Просто по качеству песен их новый альбом сильнее, чем предыдущий.

На самом деле слова у вас расходятся с делом. Вы говорите, что на "Нашем Радио" крутится интересная музыка, с другой стороны, есть масса замечательных групп, которые вообще не звучат по "Нашему Радио". Вы говорите, что вы пытаетесь насытить публику качественной музыкой, разнообразной, с другой стороны, видно, что многие группы играют музыку достаточно однообразную, на нескольких аккордах.

Я за все свои слова отвечаю. Первая претензия: много групп за бортом. Найдите, кто делает для открытия новых групп больше, чем мы. Приведите пример. Вторая: плохое качество - ерунда. А судьи кто? Корреспондент "Аиф"? Я больше доверяю нашей аудитории. У нас есть достаточно точные способы узнать, что им нравится, а что нет. Я верю, что талантливый коллектив, вне зависимости от радиостанций, найдет своих зрителей и слушателей, и количество этих зрителей и слушателей будет расти, и талантливый коллектив привлечет к себе внимание и заставит радио и ТВ считаться с этим, как произошло с "КиШ". А группа будет жить на концерты, как это происходит во всем мире. Путь к популярности не лежит непосредственно только через радиостанцию, путь к популярности лежит через аудиторию. Радиостанция - это средство, которое очень быстро умножает эту аудиторию. С другой стороны, я часто бываю на концертах и вижу удручающую картину у новых групп, старающихся самоутвердиться. Вялые, аморфные, замкнутые на самих себе коллективы, не контактирующие с залом и производящие тягостное впечатление.

Мнение. К. Кудряшов:

Пока Миха Козырев тешит себя тем, что вроде как определяет, кто "качественный рок", а кто - "вялые аморфные коллективы" и вообще плебей, попсер, дешевый лох, события развиваются, мягко говоря, независимо от него. Нет, какая-то часть людей, из тех, что слаще моркови ничего в жизни не пробовали, слушают, конечно, "Наше Радио". Уныло жуют унылую музыкальную "жувачку". И даже уверены в сугубой принципиальности насквозь форматного отбора "рок-звезд". Однако на поверку "король формата"-то - голый, и даже более чем. Ситуацию, короче, не контролирует. Ему бы заняться, пока не поздно, карательными мерами по отношению, скажем, к независимым фестивалям, типа прошедшего относительно недавно "Яйцо. Иная музыка". Кстати, отличный фестиваль, причем даже вроде как выполнивший основную задачу: "Разбить информационный вакуум и показать: выбор того, ЧТО ИМЕННО СЛУШАТЬ, по-настоящему велик". И, что особенно радует, такие фестивали стали совсем не исключением, а, скорее, правилом. Так что кто не был на "Яйце", могут реабилитироваться в ближайшее время на двух других акциях.

Первое, особенное и немного грустное - "ДР-фестиваль", фестиваль памяти Вени Дркина, погибшего три года назад. Он мог породить новое музыкальное направление, но не успел. Он был харизматичен, как Цой, и музыкальнее всех людей нашей "иной" сцены. Это будет 13 октября в Москве, в Центральном доме журналиста.

Второе, тоже особенное, но несколько веселее - группа "Станция Мир" дает 29 октября концерт-презентацию в опять же московском клубе "Б2". Презентуется сингл команды под чуть ли не пророческим названием "Наше Радио Сосет". Отцы-основатели группы Иван Жук и Вова Кожекин говорят, что к Михе Козыреву сие отношения не имеет. Хе-хе...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно