Спорить нечего, группа "Океан Эльзы" самая романтичная, лиричная и эротичная команда на нашей условно взятой рок-сцене. Святослав Вакарчук - бог, шаман и сексуальный маньяк в одном лице. Когда он в экстазе извивается вокруг микрофона, разрывая на груди рубашку, хочется тихо уйти в мирные сексуальные фантазии. Хотя "Океан Эльзы" и так полноценная идеальная сексуальная фантазия. Поэтому, исходя из особенностей женской логики, стервозно хочется фантазию разоблачить, найти хотя бы маленькое темное пятнышко на идеале. Ну нельзя же, чтобы так сладко.
Мы сидим в "Бункере". Слава смотрит то в окно, то на диктофон, но чаще в глаза.
-Ходят слухи, что в новом альбоме "Модель" вы отойдете от рок-н-ролльных традиций. Что это вдруг?
- Это связано с тем, что все всегда хотят чего-то нового. В одних и тех же брюках ты не будешь неделю подряд ходить. Это возможно, но это неинтересно абсолютно. Я вообще не считаю, что рок-н-ролл является звуком. Это не звук. Это общественная позиция. Звук бывает разным. Может, он станет менее гитарным. Вообще мы делали на альбоме то, что нам нравится. Следовали своей собственной моде. И вполне возможно, что этой пластинкой мы введем свою моду в рок-музыке. Наша новая песня "911" все вам скажет сразу. Это "Океан Эльзы" образца 2001 года.
- Скромно. Вас часто обвиняют в однообразности. Как вы к этому относитесь?
- Мы не относимся. Если вы слышите, что обвиняют, вы и относитесь. Я этого не слышал. (- Штирлиц, как вы относитесь к голубым? - Я к ним не отношусь... - Прим. ред.)
- Но часто говорят: "А, "Океан Эльзы" из тысячи узнаешь. Все песни похожи".
- Наоборот, хорошо. Если из тысячи узнаешь. Но если все песни похожи, то не слушайте. Мы же никого не заставляем слушать. Мы просто делаем то, что нам нравится.
- Вот ты говоришь, что рок-н-ролл - это социальная позиция. А у вас большинство песен в основном лиричные.
- Да, поэтому мы не рок-н-ролльная группа.
- Вас не интересует социальная тематика?
- Почему, интересует. Наш новый сингл называется "911". И он абсолютно не о любви. То есть как, он о любви. Но он об ироничной любви машины к машине. Это обращение к людям. Давайте наконец поймем, что мы делаем в этой жизни. Мы люди или мы роботы? Достало, что везде одни машины. Что касается лирики, я не знаю, может быть, есть музыканты, которые пишут на заказ или придумали себе стиль и из него не выходят. Но это не музыканты. Это опять же роботы или машины. Я человек, у которого есть душа, который делает сегодня одно, завтра другое. Мне хочется писать лирические песни, и я их пишу. У меня нет такой позиции, что мы рок-группа и мы должны писать о сексе с презервативом или о порабощении Гвинеи израильскими сепаратистами. Мы пишем о том, что видим вокруг. Экзистенциальная музыка такая.
- Эта песня о механизированной любви никак не связана с Radiohead? У них есть композиция как раз на ту же тематику, о боязни машин.
- Radiohead моя любимая группа. Мне тем более приятно. Но я у них ничего такого не слышал. И вообще, судя по их последнему альбому, они не так уж боятся машин.
- Да, парадокс. А у тебя в творчестве нет парадоксов?
- Творчество - это один сплошной пародокс с параноидальным уклоном.
- Почему же с параноидальным?
- Потому что очень навязчиво. Творчество - это не быть бизнесменом в банке и получать за это зарплату. Заниматься творчеством, к сожалению, - это как любовь. Любовь зла, полюбишь и козла. Так и здесь. Ты делаешь это и по-другому не можешь. Ты много чем жертвуешь, но тебе хочется это делать. Это талант от Бога.
- А осталось в современной музыке такое понятие, как чистое творчество? Имеет ли оно к тебе отношение?
- Это к Артемию Троицкому вопрос. Я не понимаю смысла вопроса. Что значит "чистое творчество"?
- Чистое творчество - это непривязанность к какому-то коммерческому успеху.
- А-а-а, в этом смысле. Ну почему, есть группы, которые называются "индепендент мьюзик". Как бы люди, которым глубоко наплевать на то, что о них думают в округе. Которые ни с кем не считаются. Но это в определенном роде эгоизм, но, с другой стороны, и роскошь. Группа "Океан Эльзы" на самом деле, конечно же, в этом плане очень конъюнктурная, коммерческая и продажная. Но творчество, как я уже говорил, основано на том, что дал Бог. Если бы мне сейчас дали пианино, я бы сел и написал песню... может быть, рок-н-ролл, но с серединой такой нежной. Там было бы про красивых девушек, которые ходят вокруг, а остальная часть была бы про то, что очень тесно здесь находиться и жить. Хочется на волю. Это я тебе рассказываю впечатления одной песни, которая могла родиться 10 минут назад, а вот в эту секунду уже совсем другая... Ты сейчас задаешь вопросы, заставляешь как психоаналитик о себе подумать со стороны, я не готов к этому. К глубокому самоанализу.
- Ты не любишь анализировать, терпеть не можешь, когда в тебе копаются?
- Нет, я люблю анализировать. Давай проанализируем состояние турнирной таблицы в чемпионате российского футбола.
- Очень хорошая идея. Как ты относишься к национальной вражде между русскими и украинцами?
- Я не вижу никакой вражды. Вражду придумывают политики. Мы же ездим сюда, нас слушают. Ваши группы ездят к нам. Их там тоже слушают.
- Ты никогда не сталкивался с этим?
- Я выше этого. Я сейчас столкнулся с этим, потому что ты мне задала такой вопрос. Так кто из нас культивирует это, ты или я?
- А вы сами создаете себе какие-то иллюзии, стереотипы?
- Да, что все журналисты хорошие.
- Я знаю, что у музыкантов существует другой стереотип, что все музыкальные журналисты тупые, необразованные и ленивые.
- Нет, на самом деле ко всем людям нужно относиться с уважением. (Даже к таким никчемным, как журналисты? - Прим. ред.) Мне кажется, если ты чем-то занимаешься, то ты должен на все 100 отвечать за то, что ты делаешь. Не просто плыть по течению, писать что-то, петь, писать стихи, а делать это с пониманием того, что за каждое слово, за каждую ноту ты всей своей душой несешь ответственность. А не просто делать это, потому что деньги нужно зарабатывать, ради славы.
- Ты на сцене напоминаешь...
- Джима Моррисона. (Эк его заносит, болезного... - Прим. ред.)
- Ну да.
- В психологическом тесте можешь себе 2 балла поставить из трех. Счет 1:1. Я очень люблю группу, не стремлюсь быть похожим, наркотики не употребляю. Любимая песня Riders on the storm. Все по этому вопросу.
- Нет, не все. Такая схожесть непроизвольно получается?
- Я честно месяца 2 назад посмотрел концертное выступление Doors. И ты знаешь, очень много для себя почерпнул. Он ведь практически никогда не двигался на сцене - стоял на месте с закрытыми глазами.
- Нет.
- Не нет, а да. А вот когда начинались какие-то инструментальные места, он начинал беситься. Во время пения он не отходил от микрофона ни на шаг. Что-то в этом есть. Он сосредотачивался на эмоциях, когда пел... Популярность Doors в основном была построена на сексуальности их лидера.
- Какую бы тебе хотелось видеть реакцию зрителей на концертах?
- Идеальная тишина во время концерта и громовые авации после. Так, как на классическом концерте. Чтоб слушали на концерте. Мы вообще хотим поэкспериментировать: поставить стенку между зрителями и нами.
- В тебе нет агрессии?
- У меня в жизни вообще нет агрессии. Агрессия перешла в иные формы, более миловидные и приятные. В ту же сексуальность, например. (Задумывается.) Я просто музыкант. Жизнь другая, жизнь интересная внутри. Это все фигня, что вы себе внешне придумали. Стили, моды, названия, это же 5 процентов всего. Внутри намного интереснее. Я знаю, что я буду заниматься музыкой, буду звукорежиссером, буду подметать студию звукозаписи... Главное, что у меня всегда будет внутри это состояние творчества.
- Рок-звезда обязана быть сексуальной?
- Ну еще бы! Это ее прямой долг перед отечеством. На самом деле даже заставляют подписывать бумаги в Украине. Везде представлять свою страну, вести себя сексуально. Иначе не отпускают.