- Мама, ты помнишь карточки?
- Помню.
Она родилась в 1931-м. В стране уже три года действовала карточная система.
В 1928-м ее ввели в первый раз. Но к концу 1934 г. "успехи индустриализации и коллективизации создали предпосылки", и с 1 января 1935 г. отменили карточки на муку, хлеб и крупу. С 1 октября - на остальные продукты. С 1 января 1936 г. - на промтовары.
Но в 1941-м началась война. И карточки вновь вернулись, в первые же ее месяцы.
По ним выдавали не только продукты, но и мыло, одежду, обувь. Нормы для всех разные. Кто для обороны важнее, у того и больше (данные профессора Ю. Воробьева).
На одежду и обувь рабочим и ИТР давали 125 купонов в год, служащим - 100, иждивенцам и учащимся - 80. Чтобы купить пару обуви, нужно было отдать 50 купонов, пальто - 80, женское платье - 60.
И не дай бог было карточку потерять. Впереди ждал голодный месяц. Продержалась эта система до 14 декабря 1947 г.
Но я вспоминаю свое детство, 50-е годы: бабушка ни свет ни заря идет к магазину занимать очередь за мукой, сахаром. И берет меня. Потому что хоть и без карточек, но в одни руки дают строго норму. Значит, я смогу ее удвоить.
А потом мы многое не покупали, а доставали, давились в очередях за самым необходимым. И рассказывали анекдот: "У японца спросили, есть ли в Японии какой-нибудь дефицит? "Да, денег", - ответил тот". Недавно попробовала этот анекдот на сыне. Не понял: "Все правильно, а что смешного?" Ну и слава богу.