РЕКА Лена над Усть-Кутом. Подплываем на лодке к полуразрушенному дому. В крыше зияет дыра от трубы.
- Печь провалилась, - говорит хозяйка дома. - Эй, смотри, - показывает пальцем на середину разлившейся реки, - дом поплыл.
Вдали показался плывущий по течению деревянный дом. Смыло с берега. Следом потянулся шлейф досок и тепличная рассада.
- О наводнении предупреждали? - спрашиваю у провожатого Александра.
- Конечно, и МЧС, и местная администрация, но им никто не верил. Предупреждают-то каждый год. Один мужик так и проснулся в своем доме, только в двадцати метрах от берега.
Но хозяева затопленных домов в Усть-Куте переезжать из родных очагов не желают.
- Тут каждый за свое хозяйство держится! - говорит местный рыбак, устроившийся удить на дереве. - Залезай ко мне, сам увидишь.
Калитку открывает стоящий по пояс в воде старичок.
- Почему на сушу не идете, боитесь, дом ограбят?
- А ты что думаешь? Конечно! Бомжи обворуют. Потом этим добром на рынке и торгуют. Они и гуманитаркой торгуют. Cмотри, что у меня здесь творится. Землю из огорода смыло, одна глина осталась. Два дня вокруг дома дерьмо из туалета плавало. В магазин на лодке катаюсь. Рыбу ужу, засолки тут из подпола выловил. Справляюсь кое-как. Сплю на матрасе под крышей. Щи варить на землю плыву. Но это еще ничего, в деревнях у устья люди с крыши в туалет ходят. От голода людей действительно спасает только рыбалка. Рыбу часто сырой съедают. Керосинки есть не у всех.
Более трагичная ситуация сложилась в Киренске. Эвакуацию производили лишь местные ловкачи. За снятого с крыши человека брали от 150 до 250 рублей. Буханку хлеба продавали за 15 рублей.
- В наш пятнадцатиквартирный дом спасатели забросили всего шесть батонов хлеба, - сетует пенсионерка. - Воду марганцовкой пока чистим, а тепло где взять?
- Гуманитарку спасатели выдавали на суше. Лодок, говорят, нет. Поставили полевую кухню и выгнали из столовой пострадавших, чтобы накормить самих себя.
- Я не могу выйти из своего дома. Он не затоплен, но вокруг собрался весь окрестный скот, - сообщает по телефону жительница другой пятиэтажки.
Санитарная ситуация также остается критической. Большая часть затопленных домов - деревенские и с соответствующими отхожими местами. Рядом находится несколько затопленных ферм. Как будет развиваться ситуация дальше - неизвестно.