АНГЛИЧАНИН Малколм МАКДАУЭЛЛ - один из самых известных и самых мистических актеров западного кино - сыграет советского авиаконструктора в фильме "Ночные ведьмы".
БЕЗ участия Макдауэлла, сыгравшего Калигулу, одноименный фильм Тинто Брасса был бы заурядной "порнухой". Cъемки "Калигулы" финансировал "Пентхаус". Продюсеры настояли на том, чтобы в фильм были включены сексуальные сцены. Но Макдауэлл превратил "Калигулу" в драму человека, которому в этой жизни позволено все. Человека пресыщенного и несчастного. А до этого был "Заводной апельсин" Стэнли Кубрика, где Макдауэллу тоже досталась роль негодяя. После работы с Кубриком актер на несколько месяцев слег с нервным срывом. Ему вообще достаются в герои люди с изломанной психикой, живущие на грани безумия в объятиях демонов...
Наш разговор проходил в довольно экзотических условиях: начался на даче Молотова под Москвой, продолжился в автомашине, а закончился у стен Кремля.
О России и Америке
- МАЛКОЛМ, какое впечатление произвела на вас Россия?
- В вашей стране есть нечто непознанное, загадочное. Россия напоминает мне дремлющего колосса. Порой вашему народу не хватает хлеба, однако есть то, что трудно определить словами, - наверное, это душа нации. Пройдя тяжелейший путь познания истины, страданий и потерь, русский народ не лишился чувства юмора. Меня буквально потрясла ваша фантастическая способность смотреть на вещи через смех. Уверен, вашу страну ожидает золотой век.
- В фильме Карена Шахназарова "Цареубийца" вы сыграли душевнобольного пациента психиатрической больницы Тимофеева и большевика Якова Юровского, руководившего расстрелом семьи императора Николая II в Екатеринбурге. Почему вы согласились на эту работу, зная, что не получите привычного голливудского гонорара?
- Хороший вопрос. Могу сказать, что не знаю ответа. Когда Карен прилетел ко мне на встречу в Швейцарию и привез сценарий своего фильма, я согласился мгновенно. В принципе я соглашаюсь сниматься в любом фильме, если два из трех условий совпадают: хороший сценарий, деньги и поездка в интересную страну. Сами догадайтесь, какие условия здесь присутствовали.
- Вы совсем оставили театр в США?
- В Калифорнии, как и во всей Америке, нет стационарных театров. А ехать играть куда-то еще... Может быть, согласился бы поехать поработать в российском театре - я очень уважаю коллег из России за верность профессии.
- Малколм, вы сейчас живете в США. Вы считаете себя американским или английским актером?
- Около двадцати лет назад я уехал в США, чтобы сниматься в Голливуде. Там познакомился с актрисой Мэри Стинбурген, она стала моей женой и матерью двоих моих детей. К сожалению, наш брак продлился недолго. Думаю, сказалась разница менталитетов - американского и европейского.
Но я остался в Америке - центр киноиндустрии здесь, а не в утомленной Англии. Мои соотечественники переживают сегодня не самые лучшие времена. Это похоже на национальный нервный срыв. Сегодня я понимаю, что, кроме культуры, меня мало что связывает с родиной. Хотя корни мои, конечно, там. Я не смог бы больше там жить, но люблю возвращаться домой к матери. Испытываю такую же ностальгию по английским пейзажам, как, наверное, русский - по русским. Америка мне подходит больше. Знаете, американцы в чем-то напоминают мне русских. Так же, как и вы, они щедры, просты, доброжелательны в общении. Я даже предположил, что дело в размерах стран. Хотя в Америке есть много такого, что европейца раздражает. Например, отсутствие какой-либо культуры. Страна-то еще очень молодая. Мало романтизма и чувственности. Все американцы помешаны на карьере. Кажется, они запрограммированы думать об этом 24 часа в сутки. Это общество потребителей.
О пороках людских
- ВАС часто отождествляют с вашими демоническими, брутальными персонажами, это не обижает?
- Ну что вы. Это же абсурд. Если следовать такой логике - в фильме я убиваю, совершаю насилие, - значит, и в жизни я убийца? Очень наивно. Что касается образа Юровского, передо мной стояла задача: понять и представить себе, каким был этот фанатичный большевик, палач. По-моему, он достаточно прямолинейный персонаж. Он служитель идеи, профессионал. Но и о себе не забывает. Цена его страшной работы - повышение по службе. Для него это даже не убийство, а так - обычная рутинная работа. Меня всегда привлекали роли, в которых ярко выражена индивидуальность. Но я не имею в виду абсолютную свободу человека перед нравственным табу. Лично я против любого насилия.
- Вы верите в Бога?
- Верю как в высшее нравственное начало, истину. Но не верю в религию как систему, так как это - тоже ограничение личности.
- Какое качество вы считаете главным в актере?
- Интуицию. В работе всегда полагаюсь на свои внутренние ощущения. Когда меня спрашивают: "Как ты это делаешь?" - я отвечаю: "Не знаю". И не хочу знать... Некоторые вещи нельзя объяснить. Это Божий промысел...
- Вы производите впечатление волевого человека. За что себя уважаете вы сами?
- Самое лучшее, чего я смог достигнуть, - перестал пить. Последний раз я выпил лет 15 назад. Это повлияло на мою последующую жизнь. Словно высвободилась дополнительная энергия. Я стал лучше понимать и любить людей. Другое мое достижение - мои дети. Не представляю жизни без них. Даже рабочий график стараюсь построить так, чтобы летние каникулы проводить вместе. Я люблю Италию. У меня небольшой замок в Тоскане, недалеко от дома Андрея Тарковского. Я очень его любил. Мы много путешествуем с детьми, занимаемся спортом. Когда возвращаюсь в Калифорнию, стараюсь бывать поближе к детям.
Смотрите также:
- Режиссер фильма "Звезда" Николай Лебедев: "На родную страну плевать нельзя" →
- Е. Миронов в поисках потрясений →
- Машков. Любовь к своей крови →