НА ДНЯХ российский оскаровский комитет огласил свое решение - в этом году на самой престижной киноцеремонии мира Россию будет представлять фильм "Дом дураков" Андрея КОНЧАЛОВСКОГО. Эта картина уже принесла режиссеру награду - Гран-при Международного Венецианского кинофестиваля. Андрей Кончаловский ответил на вопросы главного редактора "АиФ" Николая ЗЯТЬКОВА. Разговор шел не только о фильме, но и о России, об азарте художника и здоровом образе жизни.
Принцип гамбургера
- АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, дом дураков, где разворачивается действие вашего фильма, - это Россия в миниатюре?
- Это не Россия - это общество вообще. Картину можно было снять в Сербии, Ирландии или любой другой стране, где идет война. Ведь настоящее кино затрагивает проблемы, общие для всех, и не всегда они имеют глобальный масштаб.
- Получается, что самая простая история, если ее талантливо рассказать, может потрясти мир?
- Все великие фильмы сделаны о самых простых вещах. Вот девочка, которая в цирке работает с хищными животными, или проститутка, которая влюбилась...
У Глеба Панфилова есть несколько великих картин, где сыграла Инна Чурикова, - "Начало", "В огне брода нет". Проблем планетарного масштаба там не было. Да и Чурикова... Ну какая она тогда была звезда? Обычная женщина, таких можно встретить в каждом русском городе. Но она стала национальной героиней, потому что люди сравнивали себя с ней. Они были такими же, как Чурикова, - добрыми и простыми, без особых амбиций, но с какой-то внутренней чистотой, с мечтой о любви... Ведь люди мечтают об одном и том же всю жизнь. И боятся одного и того же - боятся умереть, боятся холода, голода, унижения.
- Но ведь тот же Голливуд старается свои фильмы приурочить к актуальным событиям - захватам самолетов, катастрофам.
- Теперь, как вы знаете, им запретили эти темы. На самом деле Голливуд работает по другому принципу. Это же транснациональная компания, для которой главное - прибыли. Снимается посредственное кино, вкладывается в рекламу 30 млн. долларов, и зрители идут и это "едят". Абсолютный принцип гамбургера. А то, что люди после такой еды могут заболеть раком, никого не волнует.
В какой-то степени Голливуд разрушает образ Америки, складывающийся у людей во всем мире. Попытки насадить американский образ жизни как идеальный для всего мира заканчиваются его отторжением и вспышками антиглобализма. В этом величайшее заблуждение американцев - что во всем мире должно быть так, как у них. В этом и величайшее заблуждение России - что мы должны быть такими же, как американцы. Наша культура абсолютно другая, поэтому невозможно сделать Америку в России.
Продать по-русски
- КТО же тогда у нас составит конкуренцию Голливуду?
- Конкуренции американским фильмам у нас нет только потому, что разрушен госкинопрокат. Я не виню Ельцина за то, что он, будучи у власти, развалил страну, - он просто не знал, что будет дальше. Жалко, что он книжки стал читать, только когда ушел на пенсию. Также я не виню Элема Климова, Андрея Смирнова и прочих наших реформаторов. Разрушая ненавистную государственную систему кинопроката, они не знали, чем это обернется, ибо не задумывались о природе русского характера. А система госкинопроката, при всех ее минусах, обеспечивала российский кинематограф колоссальными финансами. Теперь кинотеатры перешли в частные руки, и государство от этого проката получает фиг. Это вам не Германия и даже не Эстония, здесь налогов платить не будут, если не дать дубиной в лоб.
Национальный кинематограф развивается тогда, когда ему служит национальный рынок. Русский народ соскучился по русскому кино, но режиссерам от этого ни жарко ни холодно. Даже если кто-то сделает картину, которая народу понравится, то денег все равно не получит - прокат-то в частных руках! А поскольку денег нет, то он сам себе говорит: "Да в гробу я это видал! Лучше сделаю картину для фестиваля, и тогда, может быть, ее купят за границей и я заработаю хоть что-то".
Всем же хочется кушать. Режиссерам тоже. Если веселая, легкая национальная картина типа "Особенностей национальной охоты" или "Любить по-русски" будет иметь финансовый успех, то создатели этих фильмов должны были бы иметь реальную прибыль. Тогда остальные режиссеры задумаются, как снять такую картину, чтобы русский зритель пошел ее смотреть. Вот так и возникает национальное кино.
- Признайтесь честно: вы, успешный человек, кому-нибудь завидуете?
- Я завидую молодости, к примеру. Всегда есть тот, кто моложе тебя, умнее тебя, богаче. Я завидую тем, кто получил "Оскара", а я - нет. Вообще зависть - необходимый элемент. Но бывает черная зависть и белая. Моя зависть - белая.
Умереть молодым
- СУЩЕСТВУЕТ мнение, что режиссер только тогда может снять что-нибудь стоящее, когда он состоятелен как мужчина. Как только пропадает интерес к противоположному полу, спадает и творческая потенция. Правда это или нет?
- Конечно, существует связь, но она не такая прямая, мне кажется. Гете, по-моему, в 70 лет полюбил молоденькую девушку. Вряд ли он был состоятелен как мужчина, но это дало ему колоссальную потенцию в творчестве.
Мужчина вообще гораздо более хрупок, чем женщина. Знаете, женщина всегда может, но не всегда хочет. А мужчина всегда хочет, но не всегда может. Поскольку он не всегда может, он это скрывает. И тогда у мужчины начинаются очень серьезные проблемы. Мне кажется, что природа несколько несправедливо распределила потенцию между полами, но компенсировала это старением. Мужчина старится гораздо медленнее, чем женщина, может быть привлекателен в том возрасте, в котором женщина вряд ли сохранит привлекательность.
Так что не только художнику - любому человеку важно как можно дольше сохранять энергию. Я начал серьезно заниматься своим здоровьем в 30 лет. Каждый год устраивал себе разгрузочные дни - по 16 дней голодал. Сейчас утро начинаю с того, что выпиваю три стакана свежего сока: из свеклы, из моркови и из апельсинов - меня этому научил певец Брайан Адамс. А после соков - еще литр воды. Организм получает колоссальный удар энергии - как душ, только внутренний.
Меня часто спрашивают: "Ну и что, ты теперь чувствуешь себя лучше?" Я отвечаю: "Нет. Я просто не чувствую себя хуже". Надо умереть молодым, но постараться это сделать как можно позже. Так говорят китайцы. Но, для того чтобы молодость длилась, этим надо заниматься. Чтобы "машина" генерировала энергию, ее надо смазывать.
- Раз уж мы заговорили про взаимоотношения полов. Очень часто сегодня темой кинематографа становятся довольно странные проблемы - однополая любовь, извращения и пр. Стоит ли выносить это на экран?
- Солженицын еще лет 25 назад написал очень хорошую статью "Модернизм и мировая культура", где утверждал, что западная культура практически себя исчерпала. Постоянный поиск запрещенного, переход табу практически завели западноевропейское искусство в тупик. Я с ним согласен. Нарушение табу в западном культурном пространстве привело к потере сути. Фильмы о том, о чем не все хотят слушать, стали нормальным явлением. Это называется "шокирующая откровенность". И не случайно китайское, иранское, бразильское кино начинает все чаще и чаще появляться на фестивалях, потому что в нем сохранилось желание уважать интимный мир человека.
Секс в принципе - это интимная часть человеческой жизни. Только больные люди могут спокойно совокупляться, зная, что на них глядят другие. Этот субъективный мир нельзя разрушать, потому что, как только его нарушили подглядывающие, - все, удовольствие от секса теряется. И когда человек наблюдает сексуальный акт на экране, кроме ритмичных движений определенных частей тела, он ничего не видит. Никакой поэтики в этом нет. Ведь чем эротика отличается от порнографии? Эротика всегда возбуждает, потому что у вас фантазия начинает работать. И искусство состоится только тогда, когда обращается к фантазии зрителя и уважает субъективный мир человека.