Можно ли свести с ума американскую ПРО?

   
   

ОДНОЙ из тем на переговорах В. Путина и Дж. Буша 16 июня в Любляне (Словения) обещает стать Договор по противоракетной обороне от 1972 г. С военной точки зрения желание США создать национальную ПРО не несет особой угрозы России. Американцы прекрасно понимают, что мы обладаем возможностями прорыва любой ПРО, какую только можно создать в ближайшие 25-30 лет.

Лазеры не спасут

В СССР, а потом и в России (и я, надо сказать, приложил к этому руку, будучи первым замминистра обороны РФ) на это были затрачены огромные усилия. Перечень контрмер очень большой. Это средства, делающие малозаметными наши ракеты и боеголовки, ложные цели, различные помехи, которые мешают работе радиолокационных систем раннего предупреждения и боевого управления ПРО. С их помощью можно перенасытить информацией сенсоры и мозг противоракетной обороны, и он начнет выдавать неверные ориентировки. А ведь решения должны приниматься мгновенно. Когда идет перехват, особенно неядерный, на что делают ставку американцы, то бортовой компьютер на ракете-перехватчике должен захватить цель и принять решение о корректировке траектории за миллиардные доли секунды! Не случайно у американцев было столько неудачных испытаний отдельных систем ПРО.

Физическая природа ядерного оружия такова, что сделать абсолютно надежную ПРО невозможно. Представим себе, что будет, если через систему прорвется хотя бы несколько ядерных боеприпасов? Это означает гибель десятков миллионов людей. Известно, что в дни Карибского кризиса, когда стратегическое превосходство США над СССР составляло 17:1, военные предлагали Кеннеди уничтожить весь советский ядерный потенциал. Но президент уточнил: действительно ли весь? Ему ответили: ну, может, два-три боеприпаса у русских останется. И Кеннеди отказался от этой затеи, заявив, что не хочет рисковать Нью-Йорком или Вашингтоном.

Нынешняя попытка американцев создать систему ПРО уже шестая по счету. Вспомним, какие бурные дебаты шли по поводу рейгановской стратегической оборонной инициативы (СОИ) в 80-е годы. Ну и где сегодня эти боевые космические станции, эксимерные и рентгеновские лазеры, гамма-лазеры, ускорители нейтральных частиц, которыми нас так пугали и в которые были вбуханы десятки млрд. долларов?

Скорее всего, на этот раз США все-таки начнут создавать ПРО. Но надо учитывать сложную расстановку сил в самой Америке. Республиканцы потеряли большинство в сенате. А демократы навесили Бушу столько условий на создание ПРО, что в задуманном виде она никогда не появится. Какая бы железная воля ни была у президента, именно конгресс делит бюджетный пирог, исходя из приоритетов прежде всего ВВС, ВМС, сухопутных сил. Авиация требует новые ударные самолеты, флот - новые эсминцы и подлодки. В классической модели американской военной машины стратегическая ПРО - не самый большой приоритет.

Китайцы против

КАК мне кажется, для многих в администрации США сейчас важнее не столько построить саму ПРО, сколько избавиться от договора по ее ограничению. Считая себя единственной супердержавой на планете, Америка, во-первых, не хочет быть скованной ограничениями: какого типа ракеты не создавать, сколько боезарядов и где размещать. Во-вторых, ее мучает чувство незащищенности. Мол, мы такое могущественное государство и не можем прикрыть свою территорию от удара со стороны какого-то Ирана или Северной Кореи. Конечно, потратив примерно 100 млрд. долл., США действительно смогут защитить себя от одиночных или небольших групповых пусков. Однако политические последствия такого шага будут несоизмеримо опаснее.

Например, уже заметно занервничал Китай. У него весьма скромный стратегический потенциал. Но технические возможности по созданию качественно новых ядерных сил - колоссальны. В начале этого года китайцы испытали морскую баллистическую ракету большой дальности. А еще раньше - межконтинентальную баллистическую ракету "Дун Фэн-31", которую с гордостью показали на параде по случаю 50-летия КНР. С появлением американской ПРО ценность ядерного потенциала Китая сразу упадет в глазах его азиатских соседей. И возникнет дилемма: наращивать его, вызывая недовольство этих соседей и США, или смириться с девальвацией своей мощи. Поэтому китайцы в вопросе о ПРО - наши партнеры.

Смотрите также: