Последняя соломинка Карабаша

   
   

У КАЖДОГО города в мире есть своя история. Маленький городок Карабаш, расположенный на севере Челябинской области. Здесь находится одно из старейших медеплавильных производств России - Карабашский медеплавильный комбинат (КМК), выпуск меди на котором насчитывает 90-летнюю историю.

КМК в свое время обеспечивал работой до 70 процентов работоспособного населения города. Другой работы в городе просто не было. Однако комбинат был и самой большой проблемой не только города, но и области, поскольку своим производством наносил колоссальный урон природе и здоровью людей, выбрасывая в атмосферу около 60 тысяч тонн серы в год. Одно время хотели даже присвоить городу "почетный" статус "района экологического бедствия". Не присвоили - ведь это бы означало, что надо закрывать производство. А где работать людям? На какие средства жить городу, платить зарплату учителям, врачам? Когда закрылись шахта, строительное управление и швейная фабрика, уровень безработицы в районе составлял почти 20 процентов. Если бы остановился КМК, почти все жители города остались бы без работы.

Несколько раз пытались перепрофилировать предприятие. Последний раз - в 1990 году, но к 1991 году на реконструкцию уже не осталось ни средств, ни времени - все покатилось под гору.

Карабаш: вчера, сегодня и завтра

С НАЧАЛА 90-х годов выпуск меди был остановлен. По разным причинам - прекращение централизованного финансирования, махинации в процессе приватизации, почти полный износ основных фондов, и, конечно, давление "зеленых". До 1998 года было семь попыток акционировать предприятие, но все они были обречены на провал. Как только потенциальный акционер увидит своими глазами, какая тут разруха, вникнет в суть проблем, так и бежит как черт от ладана. Его можно понять - практически весь завод надо было отстраивать заново.

Преемником КМК в производстве черновой меди стало ЗАО "Карабашмедь", созданное три года назад усилиями Кыштымского медеэлектролитного завода, для которого КМК был практически единственным поставщиком сырья. Без меди, выпускаемой КМК, КМЭЗ практически остановилcя, что и обусловило кровную заинтересованность руководства КМЭЗ в реанимации производства в Карабаше. Сегодня "Карабашмедь" настолько активно растет и развивается, что уже в скором времени сможет выйти на тот уровень выплавки, которым мог похвастаться КМК лишь в свои лучшие годы.

Когда я впервые попал в Карабаш после остановки плавки на КМК, то был поражен. Разрушенные практически до основания цеха, разграбленная мертвая техника - тяжкое зрелище представлял собой комбинат. Город выглядел не лучше - КМК был градообразующим предприятием, основным источником его доходов. С его закрытием остановилась и жизнь в городе. Из 50 тысяч населения осталось всего около 14 тысяч, в основном пенсионеры.

Сейчас все изменилось. На предприятии вовсю кипит работа по восстановлению мощностей. Заново построены и запущены три шахтные печи, проложены новые инженерные коммуникации. Полным ходом идет очистка и благоустройство территории завода, прокладываются и асфальтируются дороги.

Ни грамма вредных веществ

ГЛАВНЫМ достижением работники "Карабашмеди" считают монтаж кислородной станции, который, кстати, в лучших традициях металлургов Урала, закончен досрочно. Это чудо инженерного искусства. Полная автоматизация позволяет оператору лишь контролировать показания и ввод данных.

Пуск такой станции обеспечит 30-процентный рост производства и окупаемость затрат в течение полутора лет. И если в начале своей деятельности "Карабашмедь" производила 7 тысяч тонн меди в год, в прошлом году этот показатель приблизился к 37 тысячам тонн, а контрольная цифра нынешнего года приблизилась уже к 46 тысячам тонн. И это не предел.

Использование кислородной станции существенно снижает количество вредных выбросов в атмосферу. И это лишь первый этап кардинальных изменений экологической ситуации в районе. Уже в октябре 2001 года планируется ввести в строй установку очистки отходящих газов, к апрелю 2002-го - начать производство серной кислоты.

Комплекс производства кислоты тоже уникален для российской медной промышленности. Те вредные для здоровья людей газы, которые обычно выбрасываются в атмосферу, на "Карабашмеди" будут использовать для производства серной кислоты. Ни грамма вредных веществ не будет выпущено из труб завода. Более того, руководство предприятия планирует снос всех лишних труб. Вместо них в 2002 году будет построена одна - главная. И пыли над ней будет не больше, чем в обычной квартире.

Главное - это люди

КАК ЖИЛИ потомственные металлурги, которые в период простоя КМК потеряли работу? Промышляли сбором металлолома на "открытой всем ветрам" территории, большинство подались на заработки на другие предприятия области. В Карабаше стали повсеместным явлением пьянство и воровство.

Сегодня на ЗАО "Карабашмедь" работает в общей сложности почти полторы тысячи человек - почти треть трудоспособного населения города, в то время как в 1998 году на заводе числилось всего 646 человек. С восстановлением предприятия и у жителей Карабаша распрямились плечи. У них наконец-то снова появилась любимая работа, достойная зарплата, надежда на лучшее.

Кстати, о зарплате. В "Карабашмеди" она одна из самых высоких в медной промышленности Урала - более пяти с половиной тысяч рублей в месяц.

Заботятся в "Карабашмеди" и о здоровье работников. Приобретаются специальные костюмы и маски, респираторы, изолируются кабины крановщиков с тем, чтобы не допустить проникновения газов. Прекрасная столовая, душевые кабины, современные комнаты отдыха, спортзалы, профилакторий - это далеко не полный список того, что делается на предприятии для работников.

Не забыт и город. Благоустроен детский дом, городская больница, средств на ремонт которой не могли найти десятилетиями. Восстановлен памятник воинам, павшим в Великую Отечественную войну. В 1999 году был построен жилой дом для работников завода, отремонтированы другие дома города.

Обновленный детский оздоровительный лагерь "Орленок" снова смог принять на лето детей. Всего на восстановление городка с момента возобновления предприятия было потрачено порядка миллиона долларов. Где еще в нашей стране тратятся такие суммы на жителей?

Доля наполнения предприятием кассы города - 93 процента, причем завод платит налоги в бюджеты всех уровней регулярно и без задержек. Завод же производит и основную часть ремонтных и строительных работ в городе. Поэтому коллективы КМЭЗ и "Карабашмеди", а вместе с ними и жители города уверены, что если усилиями Уральской горно-металлургической компании, активизировавшейся в последнее время в Карабаше, ЗАО "Карабашмедь" закроется, то два города - Карабаш, а вместе с ним и Кыштым, где расположен КМЭЗ (основной потребитель выплавляемой в Карабаше меди), - в течение нескольких лет просто прекратят свое существование, и от них останутся только воспоминания.

Смотрите также: