НА ПРОТЯЖЕНИИ нескольких последних лет все новости о московском заводе-автогиганте АМО "ЗИЛ" напоминали выдержки из медицинской карты смертельно больного. Затихающий пульс (количество выдаваемой на-гора продукции) сопровождала все более высокая температура (размер чистого убытка). Только за 2002 г. производство на заводе сократилось на 27%, а убытки выросли более чем на 450 тыс. долл. и достигли почти 2 млрд. По всему было видно, что завод более не жилец.
И, КОГДА на прошлой неделе стало известно, что основной хозяин ЗИЛа - правительство Москвы собралось выделить 16 га территории завода в Нагатинской пойме под строительство Центра для малого и среднего бизнеса, многие решили, что перевернулась последняя страница в истории завода. Сразу же всплыли в памяти разговоры о дуэли, проигранной любимым зиловским детищем "бычком" более подходящей для города "газели". А потом и размышления о нерентабельности автопроизводства в столице вообще. Но не тут-то было. Оказывается, отдавая часть заводских земель, московские власти хотят сделать больному гиганту своеобразное кровопускание, призванное вдохнуть в производство новую жизнь. Так, Центр инвестпроектов и программ предпринимателя Гарри Лучанского, на который пал выбор по строительству "Московского гиперинкубатора" (так окрестили создатели будущий бизнес-центр), вкладывает в проект около 100 млн. долл., из которых 50 должны пойти именно на реанимацию ЗИЛа.
"Решение о перебазировании части предприятия было принято раньше, - рассказывает первый заместитель руководителя Департамента науки и промышленности правительства Москвы Николай Евтихиев. - Строить на этих землях жилье слишком дорого, а в случае создания центра для бизнеса ЗИЛ получит необходимую инвестиционную составляющую. Все расчеты будут проводиться независимой от правительства Москвы экспертизой. При этом учтут не стоимость самой земли, а затраты завода на перенос части производства, упущенную выгоду и зарплату рабочим за время простоя. Сейчас на этой территории располагаются склады, в которых предприятие не нуждается. А полученные деньги позволят поднять производительность до точки безубыточности - 30 тыс. машин в год". И хотя в прошлом году АМО "ЗИЛ" выпустило лишь 12 тыс. грузовиков, Евтихиев уверен в правильности выбранного решения. А все беды он видит в неправильной политике продаж недавно ушедшего руководства завода.
Сейчас на заводе работают примерно 12 тыс. чел. А это значит, что за год они собирают... одну машину на брата. Допустим, усилия свои они удвоят. Но где гарантия, что столько "бычков" реализуется на рынке.