Примерное время чтения: 5 минут
99

Заводская барахолка

Столичное правительство обеспокоено дефицитом рабочих рук: вчерашние школьники всё чаще выбирают высшее образование, а 76 московских ПТУ (техникумов и колледжей в городе сейчас в 2,5 раза меньше, чем вузов) остаются полупустыми.

"В БЛИЖАЙШЕЕ десятилетие Москву ожидает существенный дефицит новых трудовых ресурсов коренного происхождения", - сообщил Юрий Лужков. Каждый сентябрь отправляются "учиться на гегемона" 30 тыс. юных москвичей, а, по подсчётам мэрии, городу требуется не менее 60 тыс. новых слесарей, токарей, столяров и сварщиков каждый год. Для того чтобы исправить ситуацию, мэр решил в ближайшие три года выделить 26 млрд. руб. на восстановление среднего специального образования по рабочим специальностям. Но не будет ли это пустой тратой денег? С одной стороны, в рабочие не бегут потому, что эти профессии не являются в городе пусть не высоко, но хотя бы прилично оплачиваемыми. Так, по данным Управления федеральной службы занятости по г. Москве, зарплата сварщика составляет от 20 до 35 тыс. руб., столяр получает 26-28 тыс. руб., а электромонтёр - 19-25 тыс. руб. Причём, как свидетельствуют наши читатели, указанный уровень зарплат встречается лишь в исключительных местах. Нехватка рабочих рук особо ощутима в организациях, готовых платить столяру и монтёру 8-10 тыс. руб. - деньги, на которые в мегаполисе содержать семью невозможно!

Но есть ещё одна, пожалуй, главная проблема. В столице в конце 90-х гг. трудились почти 4,5 млн. рабочих. Куда они подевались? С приватизацией промышленных предприятий этот слой москвичей постепенно размывался, перепрофилировался и исчез вообще. Потому что в первую очередь ИСЧЕЗЛИ САМИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Редакция "АиФ" решила проследить, чем закончилась жизнь известных столичных заводов. Мы начинаем цикл публикаций о сегодняшнем дне бывших флагманов столичной промышленности. И первый в списке - станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе. Вот как выглядел его главный цех в 80-е гг. (на фото слева).

Завод им. Серго Орджоникидзе, расположенный на "задворках" Ленинского проспекта, в советское время производил станки всевозможных модификаций.

В ПОИСКАХ заводской проходной обхожу здание по периметру. Стену бывшего главного цеха украшают разноцветные растяжки: дисконт-магазин спортивных товаров, обувной супермаркет, модный ночной клуб, магазин мебели, выставка-продажа тренажёров, ресторан, центр аэрографии и головной офис МБО "Оргбанк".

Наконец оказываюсь у входа на предприятие: под старой, выцветшей вывеской с советскими орденами внутри современные турникеты и охрана. "Вы в какую фирму?" - вежливо интересуется секьюрити и искренне удивляется, узнав, что ищу завод. Даже в 10 вечера в выходной здесь снуют люди: у ОАО "Московский станкостроительный завод им. С. Орджоникидзе" - частного предприятия, имуществом которого акционеры вольны распоряжаться, как им хочется - арендуют площади порядка 80 предприятий. Оставаясь по-прежнему вежливым, охранник продиктовал мне справочный телефон завода. Обхожу территорию промзоны дальше: спа-салон, строится офисный центр, а 4,5 га земли (из общей заводской площади в 13 га) выделено под будущий магазин "Ашан".

Я разговорилась с пенсионеркой Ниной Степановной А. Когда-то она работала на заводе, получила квартиру в соседнем доме. "Между прочим, именно у нас начинала свою трудовую биографию в 1942 г. Людмила Зыкина, - с гордостью вспоминает женщина. - Сейчас завод уже не тот. Вот хотела устроиться в цех хотя бы уборщицей, так меня в отделе кадров послали в... магазин, который "живёт" в одном из цехов. Говорят, вакансий нет, да и детский лагерь для сотрудников завода тоже прикрыли".

"Освоение промышленных территорий считается в столице очень прибыльным бизнесом, - говорит Анна Черненко, эксперт по недвижимости. - Особенно это касается промзон, расположенных в центре. Их охотно арендуют под магазины и офисы (в то время как заводы на окраине охотнее берут под складские помещения). Заводской цех, превращаясь в офис, фактически не нуждается в ремонте - арендаторы не делают перепланировку, а ограничиваются косметическим ремонтом, после которого расставляют столы - либо рядами, как станки в цеху, либо дробя пространство перегородками. Для сравнения: аренда офиса в ЮАО (где находится завод им. Орджоникидзе. - Авт.) стоит около 600-800 долл. за 1м2".

Вот и получается, что дорогостоящая земля вблизи Ленинского проспекта обеспечила владельцам безбедное существование. И здесь вряд ли понадобятся те тысячи рабочих, которых так настоятельно зазывают в профтехучилища - учиться на токарей, фрезеровщиков и иже с ними.

НАША СПРАВКА. Завод построили в 1932 г., когда в стране был объявлен курс на усиление "серьёзной" промышленности - станко- и машиностроения - и присвоили имя наркома тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе. Здесь выпускали сложные станки, на которых впоследствии производили тракторы, железнодорожную технику, разного рода "умные машины", которые до этого завозились исключительно из других стран. Сегодня, по неофициальным данным, контрольный пакет акций предприятия принадлежит компании семьи бизнесмена Сергея Кондрашова, председателя совета директоров МБО "Оргбанк". К сожалению, на нашу просьбу рассказать о заводе представители предприятия не откликнулись.

Александр КОВАЛЁВ, депутат МГД:

- ИДЕЯ сдавать свободные заводские площади в аренду появилась в начале 90-х гг. Это была вынужденная мера - руководство промпредприятий искало возможность подзаработать, чтобы было из каких средств платить зарплату рабочим. Сегодня предоставление незанятых производством площадей в аренду очень распространено, но уже по другим причинам. Город испытывает колоссальный дефицит офисных помещений, а спрос рождает предложение. Но простой заводских зданий не говорит о том, что в городе нет промышленности. За прошлый год её объём вырос на 28%. В первую очередь это производство компьютеров и высокотехнологичных систем, внедрение нанотехнологий. Позиция в отношении "грязной" промышленности (машиностроения и т. д.) у города такова: подобные заводы нужно выводить за МКАД, а освободившиеся площади пускать под офисы, торговые центры, строительство новых автомагистралей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно