Примерное время чтения: 5 минут
117

Нужен ли Москве ЗИЛ?

"...Вот территория, которую когда-то у нас забрали, - гендиректор ЗИЛа Константин ЛАПТЕВ показывает из окна своего кабинета участок земли между берегом Москвы-реки и Третьим транспортным кольцом, на котором теснятся несколько десятков гаражей. - Это и есть пример разумного использования?" Старую историю директор вспоминает в связи с тем, что недавно московское правительство решило отобрать у ЗИЛа еще 16 га в Нагатинской пойме, где пока "складирована" готовая продукция - около сотни грузовиков и "бычков". Для завода 16 га - не большая потеря, однако, по мнению Лаптева, идея создания именно здесь бизнес-центра тоже неперспективна. Например, как тысячи сотрудников ежедневно будут подъезжать к месту работы? Где, например, будут парковать автомобили?

Большая земля

НАША беседа о судьбе крупнейшего московского предприятия постоянно возвращается к "земельному вопросу". Сегодня АМО ЗИЛ занимает целых 330 га столичной земли, официальная стоимость которой переваливает за 1,5 млрд. долл. При этом завод уже больше десятка лет падает в бездонную финансовую пропасть: производство неуклонно сокращается, а сумма годового убытка грозит догнать внешний долг всей страны. На первый взгляд правительству Москвы как хозяину завода остается только пустить завод "под топор": постепенно свернуть угасающие мощности, а освобождающиеся площади застроить чем-то общественно полезным. Однако недавно назначенный гендиректор упрямо отстаивает идею возрождения производства: "Московский автомобильный завод, позже переименованный в АМО ЗИЛ, основан по личному указу царя в годы Первой мировой войны. Даже в те смутные времена власти предержащие понимали, что стране необходимо собственное автомобильное производство. Продукция ЗИЛа нужна России и сейчас, ведь, кроме нас, больше никто не делает средние грузовики, закрывающие сегмент рынка между "Газелью" и "КамАЗом". Если завод встанет, россиянам придется покупать иностранные машины, а они на порядок дороже. Да и само производство абсолютно уникально, сейчас почти невозможно посчитать, сколько в него вложено средств, но абсолютно точно, что это астрономические суммы".

От и до

ДЛЯ экскурсии по заводу нам выделяют, естественно, "ЗИЛ". Но не грузовик, а роскошный лимузин - предел мечтаний любого функционера доперестроечной эпохи. Когда-то десятки этих машин вручную собирались в специальном цехе. Сейчас же продажа одного такого красавца - большая удача. Например, Юрий Лужков для поддержки своего, а заодно и заводского имиджа изредка приобретает в гараж мэрии чудо советской автомобильной мысли. А ведь ЗИЛ сегодня - единственное в России предприятие, имеющее возможность выпускать полноценные автомобили высшего класса.

Путешествовать по заводу пешком - нереально. Чужой человек потеряется и будет долго плутать по заросшим травой железнодорожным путям и заброшенным проулкам. Да и сами рабочие передвигаются на рейсовом автобусе - остановки разбросаны по всей территории. Кроме собственного общественного транспорта у завода имеются теплоэлектростанция, пожарная часть, отделение ГАИ и даже памятник вождю мирового пролетариата. Если весь город снаружи исчезнет, завод будет продолжать работать. От многих своих собратьев ЗИЛ отличается именно наличием полного цикла производства: здесь делается все - от литья и штамповки до стендов по обкатке готовых автомобилей. Литье, правда, в скором времени собираются выводить - очень вредное производство. Но прочие цеха переместить невозможно. В некоторых установлены полностью автоматизированные линии, где "командуют" радиоуправляемые роботы. Местные инженеры говорят, что это самое совершенное производство на планете. Фантастическое дорогое западное оборудование, заказанное специально для этого предприятия, может собирать 100 тыс. машин в год. Но сейчас завод загружен примерно на 10% от своих возможностей: в прошлом году из заводских ворот вышло только 12 тыс. автомобилей. Кстати, в советские времена здесь трудились в общей сложности до 100 тыс. чел. Сегодня их осталось 12 тыс. Средняя зарплата рабочего - 6 тыс. руб., за такие деньги согласны ломать спину только приезжие "гастарбайтеры".

Памятник эпохе?

НЕ ТАК ДАВНО приезжали иностранцы. Смотрели. Удивлялись. Предложили собирать современный микроавтобус - почти уже ударили по рукам, но тут случился "Норд-Ост", и капиталисты объявили, что жизнь дороже денег. Проект рухнул. Но руководство не унывает: вскоре свет увидит новое детище ЗИЛа - полноприводный "бычок". Гендиректор уверен, что такая машина будет продаваться на ура.

Именно покупатели - главная загвоздка для успешного развития завода. Если при социализме с этим было просто - что дали, на том и ездишь, то после падения советской империи зиловские грузовики перестали пользоваться спросом. Константин Лаптев уверен, что нынешняя ситуация временная. Он ссылается на западный опыт, который доказывает необходимость присутствия таких машин на авторынке. Но когда это в России жили чужим умом? Вот и получается, что завод со всеми замечательными сверхдорогими мощностями сохранили, а нужны ли они кому - неизвестно. И ломать его теперь жалко, и содержать в сегодняшнем виде - разорение. Так и стоит посреди Москвы памятник светлой дороге в коммунистический рай в натуральную величину. Как Советский Союз в миниатюре.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно