КОМПЛЕКС городского хозяйства Берлина совсем недавно столкнулся с серьезной проблемой. Аккуратные берлинцы стали путать мусорные контейнеры. Выбрасывают бытовые отходы в мусоросборники, предназначенные для стекла, а картон с бумагой и газетами непонятным образом попадает в бачки для алюминиевых банок: засорение контейнеров до 30%. Это более чем странно, поскольку в этом городе мешки для разного мусора разного цвета: в зависимости от цвета контейнера. Пришлось бюджету немецкой столицы потратиться на дополнительную рекламу, чтобы напомнить своим жителям, как нужно обращаться с мусором. Нам бы их проблемы... Из городской казны по этому поводу было потрачено столько денег на рекламу... И все зря.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, в Москве несколько раз проводились эксперименты по сортировке мусора, но результата они не дали. Москвичи не то что путали контейнеры, они их растащили по дачным участкам. Пока почти во всех домах есть мусоропроводы, сортировать отходы и относить их на уличную помойку никто не станет. Вот неутешительный вывод. Но мусорная проблема в городе стоит остро: каждый год производится 19 млн. тонн отходов. И власти пытаются решать ее с другой стороны: уже имеющиеся мусоросжигательные заводы будут дополнены сортировочными линиями. Ведь только сжигать мусор в приличных европейских столицах давно не принято.
К тому же переработка мусора - прибыльный бизнес. Например, сегодня выбрасываются миллионы пластиковых бутылок - источника очень ценного сырья. Если их раздробить, получится товар, который стоит на рынке 500 долл. за тонну. Продать его просто - в Интернете есть биржа вторичного сырья. Так что мусороперерабатывающие заводы смогут на этом неплохо зарабатывать. И они будут зарабатывать еще больше, если рядом с ними построить линию по превращению этого сырья во вторичный продукт, скажем, в пластиковую черепицу. В таких случаях процесс переработки отходов и последующего создания нового продукта может быть единой технологической цепочкой. Только перерабатывать или только производить что-то из вчерашнего мусора вполне по силам малому и среднему бизнесу. И так можно поступать и с алюминиевыми банками, и со старой автомобильной резиной, и даже с вышедшей из строя бытовой техникой.
Недавно на федеральном уровне был проведен конкурс на реализацию проекта под названием "Повышение эффективности переработки твердых бытовых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования, с получением вторичного сырья и товарной продукции". В нем победило питерское научно-техническое объединение "Механобр-техника", которое в состоянии производить оборудование для переработки любых видов отходов. И они победили в конкурсе не только потому, что их машины давно и успешно работают, например в Японии. Но и потому, что специалистами объединения был разработан проект модульного завода по комплексной переработке твердых отходов. Столичные власти одними из первых проявили заинтересованность и дали предварительные обещания вложить в строительство сортировочных комплексов 150-200 млн. руб.
Но, чтобы решить "мусорную" проблему, только финансового участия властей города недостаточно, нужны законы. Сегодня можно построить линию по переработке автомобильных шин - деньги на это найти не проблема. Но где брать сырье? Для торжественного открытия под телекамеры его можно насобирать по помойкам, а как быть потом? Для этого и нужен закон, запрещающий выбрасывать покрышки где попало. Кстати, его можно ожидать в ближайшее время. Проект закона "Об обращении с отходами производства и потребления" собирается рассматривать Мосгордума.