Примерное время чтения: 3 минуты
100

УПШОСС - это серьезно

Сразу после Октябрьской революции новая власть национализировала все автозаводы и автомастерские. Более менее крупных автопредприятий было всего три: завод АМО (которому присвоили имя Сталина, а затем Лихачева, одного из первых директоров завода), Русско-Балтийский завод в Филях и русский "Рено" в Рыбинске, впоследствии ставший моторным заводом.

Да и они на первых порах не могли производить автомобили: шла Гражданская война, и многие детали, необходимые для сборки машин, доставлять из-за границы было невозможно, а аналогов в России пока не делали. Так что заводы занимались в основном ремонтом техники, оставшейся от старых времен и захваченной у белогвардейцев.

Но отдадим должное молодой советской власти: она быстро сообразила, что война когда-нибудь окончится и в стране надо будет налаживать нормальную жизнь. А сделать это без развитой сети автодорог невозможно. И уже в 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров было образовано УПШОСС. Расшифровывалось загадочное УПШОСС прозаично - управление по сооружению шоссе, грунтовых дорог и узкоколейных железных дорог. Молодая республика взялась за работу ударными темпами: каждый год строители докладывали о новых тысячах верст дорог, введенных в эксплуатацию. Конечно, не все они были покрыты цементом или гравием, даже обыкновенная грунтовка считалась в те годы прогрессом.

Первым делом обустраивались дороги стратегического назначения: Петроградское, Ярославское, Нижегородское, Рязанское, Варшавское, Серпуховское шоссе. По сносным дорогам можно быстро перебросить войска, продовольствие, вооружение. Кстати, во время ярославского контрреволюционного мятежа войска из Москвы шли на помощь местным отрядам красногвардейцев по новой, только что построенной трассе.

Темпам прокладки дорог в те годы можно было только позавидовать. Судите сами: в 1918 году зажатая в белогвардейских тисках советская республика проложила 17 тысяч верст дорожного полотна, из которых 3 тысячи приходились на шоссейные дороги - самые качественные, их основание составляли цемент и гравий. Все дороги тогда подразделялись на три класса: магистрали; торговые и почтовые тракты; проселочные и полевые.

Едва какой-нибудь город освобождался от белогвардейцев и интервентов, там создавались военно-дорожные организации, которые брались за восстановление и строительство магистралей.

А поскольку в пылу революционной романтики всем сферам деятельности присваивались ранги фронтов (продовольственный фронт, педагогический, физкультурный), то появился и дорожный фронт. Так вот, протяженность этого фронта в 1919 году была доведена до 70 тысяч верст. Как этого удалось достичь, конечно, большая загадка, если учесть, что инструментов и механизмов катастрофически не хватало. Лопаты и те были в большом дефиците.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно