Кто мы по профессии?
В городе живет 5,6 миллиона работоспособных москвичей. Из них в государственных предприятиях и учреждениях трудится 1,7 миллиона человек, в негосударственных - 3,9 миллиона, а 1,9 миллиона москвичей занимаются малым бизнесом. Есть, к сожалению, в Москве и безработные, хотя работы в Москве очень много. В городе нашли себе заработок сотни тысяч приезжих из других городов и стран. Их называют мигрантами. Они - москвичи временные, но пользу городу приносят.
Профессий у москвичей много. Москва - город рабочих, здесь находятся сотни крупных заводов и фабрик, на которых делается практически все - от автомобиля и современного станка до телевизора и детских сандалий. Москва - город ученых: здесь находятся Российская академия наук и несколько других академий, множество научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и лабораторий. Москва - город архитекторов и строителей: тысячи специалистов проектируют здания сегодняшнего и завтрашнего дня, строят дома, магазины и стадионы. Москва - город школьников и студентов (см. "Сколько студентов в Москве?"). Москва - город искусств: в театрах столицы играют сотни талантливых артистов, в городе живут писатели, поэты, художники, музыканты. Один любознательный человек подсчитал, что в нашем городе живут и работают люди 2563 специальностей! Но некоторые с ним не согласны, они считают, что разных специалистов в Москве еще больше. А вы не пробовали сосчитать все московские специальности?
Какой национальности Москва?
Наша столица - город многонациональный. В давние времена люди, приехавшие в Москву из других стран, стремились жить вместе. Они поселялись в слободах, которые получали название по национальности жителей (см. "Немецкая слобода и другие"). Нужно сказать, что когда-то москвичей делили не по национальному, а по религиозному признаку. Так, например, немцы, принявшие православие, могли жить где угодно и не отличались в правах от русских. Но в течение примерно 750 лет преобладали в городе русские (православные).
Сегодня, когда Москва является столицей федеративного государства, национальный состав москвичей сильно изменился. Согласно данным последней переписи, в Москве постоянно проживают люди более 170 национальностей. Русских в городе большинство - 8 808 009 человек (84,8%). Много в Москве украинцев (253 644 человека), татар (166 083), армян (124 425), азербайджанцев (95 563), евреев (80 391), белорусов (59 353), грузин (54 387), молдаван (36 570) и т.д. Живут среди нас и москвичи, которые сообщили при переписи, что они индийцы (2 853 человека), китайцы (12 801), испанцы (800), американцы (457), финны (400), французы (352), чехи (238), англичане (214), японцы (206) и чукчи (138). Есть среди московских национальностей и такие, о которых многие из вас наверняка не слышали: водь (10 человек), ижорцы (6), кумандинцы (4) и даже тазы и чулымцы (по 1 человеку). Если кто-то из вас не найдет своей национальности в этом перечне - простите: перечислить всех невозможно. Ведь, к примеру, в одной из школ Орехова-Борисова учатся дети 45 национальностей! Жить в таком многонациональном городе непросто. Нужно уважать соседа и не считать его хуже себя. И еще - уважать обычаи и законы того народа, который принял тебя в свою семью. Объединению москвичей помогает русский язык, который позволяет всем общаться и лучше понимать друг друга (см. также "Храмы других конфессий").
Немецкая слобода и другие
В старину всех иноземцев в Москве называли немцами - от слова "немой", не говорящий по-русски. А так как власть им не очень доверяла (хотя и приглашала на службу), население их не любило, церковь с ними враждовала, то и места для поселения "немцам" выделили обособленные от остальной Москвы. Вначале Немецкая слобода располагалась внутри Белого города, но потом иностранцам было выделено место на берегу Яузы. Новое поселение получило (по ближайшему ручью) название Кукуй или просто Немецкая слобода. Первыми тут поселились пленные из Ливонии, а потом и те, кто приехал в Россию за счастьем и богатством. Население слободы занималось ремеслами и мукомольным промыслом, благо Яуза для водяных мельниц была очень удобна. Войска Лжедмитрия разорили Немецкую слободу, и она возродилась только через несколько десятилетий, пополнившись иностранными офицерами, служившими в русской армии. Здесь, у Патрика Гордона и Франца Лефорта, бывал молодой Петр I.
Кроме Немецкой были и другие национальные слободы ("город в городе"): Татарская (сегодня о ней напоминают Татарские улицы); Грузинская (Большая и Малая Грузинские улицы); Армянская (Армянский переулок), Панская (о здешних поляках "помнит" Старопанский переулок) и т.д.
Пачему масквичи так гаварят?
Московский говор стал притчей во языцех, вошел в присказки и поговорки. Московское аканье, знаменитое московское "ш" вместо "ч". В разговоре коренного москвича слышится: потому што, конешно, булошная... И то же самое с пресловутым московским "а". Если уроженец Волжских берегов говорит, напирая на "о" - окает, то москвич произнесет "а" даже там, где на бумаге по всем правилам напишет "о". Почему так? Оказывается, лет 500-600 тому назад все "натуральные" москвичи как раз окали, как сегодняшние нижегородцы или костромичи. Но потом в великокняжескую столицу начался наплыв "мигрантов" из южных земель и княжеств (кто сам приезжал, а кого насильно переселяли), принесших с собой "аканье". И стали москвичей различать уже по говору, как по одежде: все столичные "верхи" - князья да бояре - окали, а простонародье - акало. А потом то ли простой люд "из грязи в князи" вышел (что сомнительно), то ли аканье пересилило, но только стало оно отличительной чертой всех москвичей, без различия звания. Сегодня даже коренные москвичи растеряли в говоре наше природное "ш". А вот аканье осталось.