ПО ДАННЫМ Центра межнационального сотрудничества, в Москве сегодня насчитывается около 140 этносов, здесь проживают более 3 млн. людей некоренной (нерусской) национальности. В эту цифру входят не только "экзотические" нерусские - выходцы с Кавказа, из Средней Азии и т.п., но и менее заметные в толпе горожан украинцы, белорусы, татары.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ состав столицы резко изменился за последнее десятилетие. По сравнению с данными переписи 1989 г., где самое крупное национальное меньшинство - украинцы - составляло всего порядка 250 тыс. чел., некоторые цифры, которыми сегодня оперируют представительства московских диаспор (см. таблицу), кажутся просто фантастическими. И хотя в последнее время миграционный приток в столицу существенно ослабел, только по официальным данным сюда ежегодно прибывает более 110 тыс. чел. Две трети из них, впрочем, составляют выходцы из России - в первую очередь Центрального района, Северного Кавказа и Западной Сибири. Что же касается информации неофициальной, только за 1996-1997 гг. в Москву из ближнего зарубежья прибыло около 700 тыс. чел. В основном из Закавказья, Таджикистана и Средней Азии.
Гарлема не будет
ИСПОКОН веков и вплоть до конца 80-х в национально-этническом составе Москвы преобладали татары, украинцы и евреи. В последние годы эстафету национального "большинства" подхватили армяне, азербайджанцы и грузины. Среди выходцев из дальнего зарубежья наиболее широко представлены афганцы и курды. Помимо 5 мечетей и 5 синагог, в столице действует более 100 различных национальных организаций (имеются в виду всевозможные культурные, общественные и религиозные центры на базе диаспор), самыми активными из которых считаются еврейская, азербайджанская и татарская диаспоры. Московские татары, например, каждый год собираются в Измайловском парке, чтобы отметить национальный праздник Сабантуй, а для молодежи в ночных клубах регулярно устраиваются татарские дискотеки.
Компактное проживание людей определенной национальности в одном районе, подобное тому, что было в городе до революции (немецкая слобода в Лефортово, татарские кварталы на Таганке и т. п.), и сейчас наблюдается в Нью-Йорке (негритянский Гарлем и китайский Чайнатаун), Лондоне и ряде других мегаполисов, для Москвы навсегда осталось в прошлом. Современные нацменьшинства спешат экономически, а в некоторых случаях и культурно ассимилироваться в столичную жизнь. Например, московские корейцы - большинство из которых русскоязычные выходцы из Средней Азии и Дальнего Востока - давно считают себя полноценными москвичами. Коренными столичными жителями называют себя и татары, помня, что их предки проживали на территории Москвы на протяжении нескольких веков. В азербайджанской диаспоре мне сообщили, что, хотя у этой национальности приветствуются браки "между своими", в Москве союзы азербайджанцев обоих полов с русскими, украинцами или белорусами давно уже не редкость. Смешанные браки распространены и у московских армян, татар и немцев.
Гиляровский писал, что среди московских дворников издавна было много татар, а ассирийцы традиционно служили чистильщиками обуви. К сегодняшнему дню стереотип "национальных" профессий устарел, и, к примеру, татары иронично относятся к тому, что в Москве их ассоциируют исключительно с дворниками и носильщиками. А представители цыганской диаспоры, среди которых много кандидатов и докторов наук, обижаются, что в обывательском представлении цыгане - по-прежнему сплошь бродяги и попрошайки. Впрочем, и сегодня некоторые сферы деятельности в городе все же имеют национальный колорит. Не секрет, что азербайджанцы давно и успешно реализуют себя в мелком бизнесе и рыночной торговле, многие армяне являются владельцами небольших магазинов, как правило, это продовольственные точки в центре города. Недавние выходцы с Украины, среди которых много сезонных рабочих, заняты в основном в дорожном строительстве. Афганцы преимущественно торгуют на рынках или занимаются тяжелым неквалифицированным трудом. А среди московских немцев довольно много инженеров и музыкантов.
Бояться ли чужих?
ДАННЫЕ опросов общественного мнения показывают, что отношение москвичей к приезжим сегодня оставляет желать лучшего. Ксенофобические настроения особенно характерны среди молодежи. И если, по мнению еврейской общины, несмотря на то что в синагоги то и дело поступают звонки с разными угрозами, бытовой антисемитизм в Москве практически сошел на нет, то кавказские диаспоры до сих пор не избалованы терпимым отношением со стороны остальных горожан.
"В Москве живу уже больше 15 лет, - рассказывает Ашот Айрапетян, руководитель Центра межнационального сотрудничества. - По образованию я физик, раньше работал в Курчатовском институте. В последнее время атмосфера очень изменилась, мне все чаще дают понять, что я здесь чужой, нежеланный гость. Даже со стороны друзей чувствуется какое-то напряжение. Не говоря уже о том, что как минимум раз в месяц меня останавливают на улице и проверяют документы. А унизительный институт регистрации? Гораздо проще дать милиционеру взятку, чем подвергаться оскорблениям в многочисленных инстанциях. В стране масса проблем и до сих пор нет общенациональной идеи. Сейчас ее место занимает ксенофобия. Так просто создать из чужих людей образ врага и свалить на них все существующие проблемы".
Бытовая национальная нетерпимость в Москве основана на двух мифах. Первый: "гости столицы" устраиваются здесь лучше москвичей. Возможно, это вызывает у последних ревность к "месту под солнцем". Москвичи (многие из которых, кстати, тоже в недавнем прошлом приезжие, коренных жителей, т. е. москвичей в третьем колене, в городе довольно мало) уверены, что мигранты отбирают у них рабочие места. Миф второй: скоро мы можем потерять "свое лицо". Массовый приток людей из других культур окончательно и бесповоротно изменит этнический состав города.
Любопытно, что этнографы и демографы оба эти утверждения оспаривают. По мнению ряда специалистов, КАВКАЗСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ МИГРАЦИИ ЗАВЕРШАЕТСЯ: все, кто мог, из этого региона уже уехали, и Москва еще очень долго останется преимущественно русским городом. В ближайшие десятилетия большинство приезжих будут русские или русскоязычные - из Казахстана, с Украины и т. п. "Большие города - это демографическая могила, - утверждает Сергей Арутюнов, член-корреспондент, заведующий отделом Института этнологии и антропологии. - В Москве будет и дальше падать рождаемость и стареть коренное население. Естественный прирост возможен только за счет мигрантов. Но бояться того, что в новом веке национальный состав в столице станет еще мозаичнее, не стоит. Ни один мегаполис еще не пострадал от чужеземцев, которые, как правило, представляют собой экономически и физически активную часть общества. Приток таких людей в Москву будет только способствовать ее экономическому росту. Прежде всего это дешевая рабочая сила: мощное строительство, которое мы видели в городе в последние годы, вряд ли было бы возможным, если бы там были заняты только москвичи".
Ученые высказывают еще один любопытный прогноз касательно будущего национально-этнического состава Москвы. В ближайшие полвека нам следует ждать массового притока мигрантов из... Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии, где в отличие от Европы численность коренного населения стремительно растет. По мнению Сергея Арутюнова, Москва окажется одной из транзитных остановок общемирового миграционного потока, направленного от берегов Тихого океана к Атлантическому. Неплохая перспектива для москвичек: азиатские женщины сегодня считаются одними из самых красивых в мире, и раскосые глаза все больше входят в моду...