Примерное время чтения: 5 минут
166

О ЧЕМ УМАЛЧИВАЮТ "РАДИОГОЛОСА". В поисках лучшей доли

Истории и жизни людей, эмигрировавших из нашей страны, посвящена книга кандидата философских наук А. Л. АФАНАСЬЕВА "Полынь в чужих полях", которая выпущена издательством, "Молодая гвардия". В ней, в частности, опровергаются, измышления о том, что из нашей страны эмигрировали будто бы в основном после 1917 года.

Редакция "АиФ" попросила автора книги прокомментировать некоторые главы.

ЗА РУБЕЖОМ хватает реакционных эмигрантских организаций. Но есть немало и прогрессивных организаций русских, литовцев, армян, украинцев, выступающих за мир и разрядку, против гонки вооружений и антисоветских происков. Часть наших зарубежных земляков входит в нейтралистские организации, многие ни в какие организации не входят, но не порывают духовной связи с Родиной.

Специалисты же по "эмигрантскому вопросу" из центров "психологической войны" Запада изображают всех наших зарубежных соотечественников "беглецами" от большевиков, Советской власти и коммунизма, нашедших при капитализме "свое место под солнцем". В то же время они сознательно замалчивают истинные факты из прошлого многомиллионной массы выходцев из нашей страны. "Спецы" по эмиграции "забывают", например, такой весьма важный факт, что самый многочисленный отряд выехавших из нашей страны - эмиграция дореволюционная. Именно эти люди, покинувшие Российскую империю до 1917 г. (к которым с очевидной ясностью надо присоединить покинувших Западную Украину, Западную Белоруссию, Прибалтику до 1939 - 1940 гг.) и их потомки составили и составляют по сей день большинство людей, проживающих за пределами нашей страны и этнически связанных с нею. Основным "двигателем" дореволюционной эмиграции был экономический, политический и религиозный гнет самодержавия.

Статистика перехода границ России ведется с 1828 года. И это не случайно. До того времени эмиграция из страны в ощутимых размерах не наблюдалась, были лишь единичные случаи. В девятнадцатом веке картина изменилась. По данным статистики, с 1828 по 1915 г. (за 88 лет) из Российской империи эмигрировало 4,5 млн. человек. Две трети этого числа (более 3 млн. человек) эмигрировало из России начиная с 1897 г., то есть в период империализма. Основная волна эмиграции направлялась в США. В эту страну из России в 1880 - 1914 гг. прибыло 3 млн. 200 тыс. иммигрантов.

А сколько людей оказалось за рубежом после Октябрьской революции и гражданской войны? Точных, до одного человека, данных, разумеется, нет и быть не может. Вспомним ленинскую оценку, сделанную в 1921 году: 1,5 - 2 млн. человек. Свидетельствуют ли эти цифры о невиданном в истории "исходе" с родной земли? Нет. Каждая революция вызывает массовые перемещения людей. После Великой французской революции страну покинуло около 150 тыс. человек. Относительное число (с учетом численности населения) покинувших Францию и Россию выражается вполне сопоставимыми цифрами.

До 1880 г. в многомиллионной массе иммигрантов, осевших в Америке, преобладали выходцы из стран Западной и Северной Европы, в последние же десятилетия XIX в. очень быстро росла иммиграция из менее индустриальных стран Южной и Восточной Европы - Италии, Австро-Венгрии и России. В. И Ленин назвал эти два этапа "старой иммиграцией" и "новой иммиграцией". Он подчеркивал "прогрессивное значение" подобного "переселения народов" в те годы, говорил о том, что оно способствовало укреплению пролетарского интернационализма, помогало просвещению рабочих из отсталых стран.

Рабочие, эмигрировавшие в Америку из России после революции 1905 г., привнесли в американский рабочий класс "дух более смелых, наступательных, массовых стачек" - на эту особенность обратил внимание В. И. Ленин.

У иммиграции из России за океаном, прежде всего в США, нашлось немало противников. Многие расистски настроенные американские деятели стали пытаться затруднить доступ в страну новым иммигрантам, в большинстве своем неграмотным или малограмотным крестьянам. Возникли многочисленные общества и ассоциации, публиковавшие "научные труды", в которых утверждалась вредность "смешения рас", неполноценность восточно- и южноевропейцев, азиатов.

"Свободные от предрассудков" шовинисты брюзжат и поныне, стараясь не замечать того, сколько труда и таланта вложили в благополучие США на шахтах Иллинойса и Пенсильвании, в портах Сан-Франциско и Нью-Йорка, на металлургических заводах Питтсбурга и Чикаго, полях Северной Дакоты, Небраски и Калифорнии "малокультурные элементы" из Южной и Восточной Европы. И не только в США, но и во многих других развитых капиталистических странах, кичащихся ныне своим благополучием.

Характерно, что большинство заокеанской эмиграции тех лет составили представители национальных меньшинств Российской империи. Прогрессивный журналист Иван Окунцов писал в 1913 г. в справочнике для российских эмигрантов: "Русских поляков в Америке живет до 1200 тыс. человек, русских евреев - свыше 1500 тыс., литовцев - 75 тыс., латышей - 25 тыс., эстонцев - 7 тыс., финнов - 40 тыс., русских - велико-бело- малороссов - до 200 тыс. человек". За период наиболее бурного бегства из "тюрьмы народов" (1899 - 1909 гг.) национальный состав эмиграции из России выглядел следующим образом: евреи составляли 43,8 проц., поляки - 27, литовцы - 9,6, финны - 8,5, немцы (колонисты) - 5,8, русские - 4,4 процента.

Абсолютное большинство эмигрантов, покинувших Россию до 1917 г. в поисках лучшей доли и обосновавшихся за океаном, с симпатией отнеслось к победе Октябрьской революции. Многие из них вернулись на Родину и внесли свой вклад в строительство новой жизни. Многие стали активными участниками классовых боев американского пролетариата. В создании Коммунистической партии Канады большую роль сыграли Джон Горбатюк и Мирон Костанюк. Таких примеров можно привести немало.

Массовая эмиграция трудового населения происходила из Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Бессарабии. Эмиграцию русского, украинского и белорусского населения вызывали нужда и насильственная ассимиляционная политика господствовавших классов Польши и Румынии (вспомним официальный лозунг тогдашней польской администрации: "Русских в Польше нет!"), направленная на то, чтобы вытравить у него национальное самосознание. Большинство представителей этой "волны" эмиграции испытывают добрые сыновние чувства к родине своих отцов и дедов.

Понятно, что антикоммунистам невыгодны реальные факты, особенно сейчас, во времена "крестового похода". Но факты - вещь упрямая. Поэтому они их старательно замалчивают.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно