В 31 "АиФ" были опубликованы статьи известных политиков Сергея Шахрая и Владимира Рыжкова, посвященные общей теме - спасению Сибири и Дальнего Востока.
Высказанная авторами идея нового "Великого переселения" вызвала живой интерес читателей. География писем, полученных редакцией, охватывает всю Россию. Не менее широк и спектр мнений. Но из всех откликов следует одно: россияне напрямую связывают проблему возрождения страны с возрождением Сибири и Дальнего Востока.
Сегодня мы публикуем наиболее интересные предложения наших читателей.
Столицу - в Сибирь
Е. Зубец, офицер запаса, Нижегородская область:
"Ситуация требует не разработки государственных программ, а эффективных и быстрых решений. Идея заключается в переносе столицы из Москвы на территорию Сибири (Новосибирск, Омск, Красноярск).
В России образованы 7 федеральных округов. Необходимо в каждом округе создать по 2-3 экономических района. Разрабатывать концепции их совместного развития, управлять финансовыми потоками мог бы некий Совет экономического развития. Совместно с "Газпромом", РАО ЕЭС, МПС он должен участвовать в определении тарифной политики на электроэнергию, газ и транспортные перевозки. Вести геологическую разведку на территории района; участвовать в инвестиционных проектах; создавать в крупных городах технополисы, технопарки и проч.".
С. Шемелин, Владивосток:
"Неразумно создавать невыносимые условия уроженцам Сибири, чтобы они разбежались. А после тратить астрономические суммы, чтобы завезти туда других людей, которые там не приживутся, если уж местным стало невмоготу. Такой грандиозный проект способен похоронить экономику окончательно. Но он имеет хорошие шансы для прохождения в Думе. Сибирские губернаторы, например, будут двумя руками "за". Увеличится ли население у них - не так уж и важно, главное - получить огромные суммы из бюджета под результат, ожидаемый через долгие годы".
И. Корякин, Приморский край:
"Решение проблемы спасения Сибири и Дальнего Востока станет возможным тогда, когда проживание на окраинах России станет настолько привлекательным, что у людей отпадет желание возвращаться в родные края.
Оплата труда должна быть такой, чтобы проживающий на Дальнем Востоке мог в любое время съездить навестить друзей, родственников. Было бы на что похоронить близких ему людей, купить себе дом или квартиру в любом месте России.
Закрепление кадров для постоянного проживания возможно будет только тогда, когда люди перестанут ощущать себя временщиками. При несметных богатствах окраин России это вполне возможно и разумно".
В. Сидоренко, капитан 1-го ранга в отставке, Владивосток:
"Сам бы хотел уехать из Приморья с его "прелестями", но такой возможности не имею. Даже поклониться могилам близких и проведать живых родственников в западных районах страны нет средств, ведь билет на самолет только до Москвы стоит 7 тыс. руб. в один конец".
"Желтая карта" для китайцев?
В. Бирюков, Тверская область:
"Коль китайцы горят желанием осваивать эти просторы, не будем им мешать. Пойдем по пути Америки. Введем систему "Green Card", и пусть они (китайцы) учат русский, доказывают свою лояльность России, а через определенный промежуток времени достойные получат гражданство.
Здесь главное - не переборщить, а то как бы нам самим не пришлось учить китайский. Мы дошли до той черты слабости, когда может встать вопрос о добровольном вхождении России в состав Китая.
Отмечу положительные моменты этого варианта. Запад, боясь появления такого монстра (конфедерация Россия - Китай), начнет вставлять, как всегда, палки в колеса этого сближения. И чтобы помешать этому, простит долги, подкинет деньжат и т. д., и т. п.".
Е. Сартинов, Самарская область:
"Во все времена русский народ шел в Сибирь за свободой и землей. Но где взять этих неприхотливых и добросовестных работяг теперь, когда в русской семье уже не семеро по лавкам, как сто лет назад, а дай Бог хотя бы два дееспособных потомка?
Есть иной путь, подсказанный нам самой богатой страной мира. Да, США созданы именно иммигрантами. Где нам взять своих иммигрантов? Да они уже есть. На Дальнем Востоке живут три миллиона китайцев. Сейчас к нам приезжают только хищники. Ради мешка шишек спилить вековой кедр могут только временщики. Для того чтобы изменить психологию этих людей, нужно сделать их в этом краю своими. Как ни странно, но прежде всего следует перекрыть границу, сделать так, чтобы из ста въезжающих к нам на время выезжали все сто.
Нам нужно привлечь в страну новых жителей. Перерегистрировав всех нелегалов, презрев все демократические условности, предложить им изменить гражданство. Хочешь жить в России, имей российский паспорт и только его, никаких там двойных гражданств. Только те, кто имеет российский паспорт, могут иметь в стране недвижимость, строить дом, заводить свое дело. Всем остальным выдавать вид на жительство с непременной перерегистрацией каждый месяц и возможностью работать только внаем, без права приобретения недвижимости.
Основа для развития Сибири есть - Транссиб и БАМ. Это как бы кровеносная система будущего организма. К нему должны присоединяться капилляры новых железнодорожных веток и мышцы - рудники, фабрики, заводы.
Любому человеку нужно два условия для существования: хороший заработок и порядок. Дай ему все это там, где он сейчас живет, и не будет ни оттока населения, ни проблем с рождаемостью".
Надо строить дороги
В. Рудаков, заместитель министра финансов РФ, руководитель Гохрана России:
"Сибирь нужно осваивать очень узкой полосой там, где плодородные земли. А осваивать Север надо вахтовым методом.
Государство должно принять специальную программу, которая поощряла бы заселение земель вдоль железнодорожных магистралей Транссиба и БАМа и создавала бы там инфраструктуру, современную и пригодную для нормальной жизни людей".
Автор предлагает пересмотреть отношение к БАМу и вернуться к идее создания мощных промышленных комплексов в его зоне.
Н. Розов, доктор философских наук, профессор Новосибирского госуниверситета:
"Решение есть - это современный автобан (с подогревом в зимнее время, как в Канаде) и скоростная железная дорога вдоль печально известного "Московского тракта" и задыхающегося от перегрузки столетнего Транссиба; теперь уже это должен быть путь от Берлина до Владивостока (и через паромы до Токио), по которым китайский, корейский и японский ширпотреб будет направляться в Западную Европу.
Вдоль же самой Дороги будут естественно складываться мощные транспортные и складские узлы, центры оптовой торговли, сосредоточения коммерческой, банковской и страховой деятельности... Где гуляют деньги и пересекаются традиции - там непременно будут расти и культурные, образовательные центры.
Строить хорошие и нужные дороги на Руси - святое дело, авось и дураков поубавится".