Разумеется, любая железная дорога - огромный коллектив, где многое зависит от труда каждого: и инженера, и техника, и машиниста, и начальника станции, и даже того, кого еще недавно с усмешкой называли стрелочником. Но у каждого дела должен быть руководитель, который в силу своего опыта, знаний, а нередко и волевых качеств принимает главные решения, определяет стратегию и тактику работы всей организации. Начальник, одним словом! Таких начальников у Московской железной дороги за всю официальную историю ее существования (с1959 года) было всего четыре. Расскажем немного о каждом их них.
КАРПОВ Леонид Анатольевич (1907-1989)
Этот человек всю свою жизнь проработал на железной дороге. Он был и дежурным по станции, и диспетчером, и начальником станции, и заместителем министра путей сообщения. Пройдя по всем ступенькам служебной лестницы, он знал о железной дороге ВСЕ. И вот этот человек, занимавший к 1959 году почти 7 лет должность замминистра путей сообщения, вдруг добровольно идет работать начальником только что созданной Московской железной дороги. "Это же понижение в должности", - скажете вы. Но Леонид Анатольевич так не считал: он видел перспективы новой, объединенной, МЖД и не боялся решать самые сложные вопросы. Он был награжден двумя знаками "Почетный железнодорожник", многими орденами, имел звание Герой Социалистического Труда (главная "мирная" награда в советские годы). Л.А. Карпова знали и уважали не только на Московской дороге, но и во всей отрасли.
ПАРИСТЫЙ Иван Леонтьевич
Иван Леонтьевич родился в 1930 году на Украине и свой трудовой путь начал на Московской дороге, в 1979 году был назначен ее начальником. Именно он - инициатор внедрения технологии движения тяжеловесных и очень длинных составов: количество поездов прежнее, а перевозимых грузов - значительно больше. Через несколько лет вся страна стала пользоваться этим приемом. При Паристом было завершено и реконструировано Большое кольцо (см. "Большая Окружная дорога"). А реконструкция и полная перестройка многих московских вокзалов? Это произошло тоже при Иване Леонтьевиче. Может быть, поэтому И.Л. Паристый в 1997 году был удостоен только что восстановленного дореволюционного звания "Почетный гражданин Москвы".
ФАДЕЕВ Геннадий Матвеевич
На долю Г.М. Фадеева выпала тяжелая ноша: стоять у руля транспортной отрасли в бурное время политических перемен, когда на наших глазах поменялся не только политический строй, но и сама страна стала другой. Он был назначен министром путей сообщения в 1992-м, проработав до этого много лет на самых разных постах - от дежурного по станции до руководителя крупной магистрали. В течение трех лет (1996-1999) он был генеральным секретарем Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, а с 1999 года по 2002-й руководил Московской железной дорогой. Это были трудные, но яркие годы. В то время, когда по всей стране практически полностью прекратилось производство локомотивов и вагонов, на Московской появлялись принципиально новые электропоезда. Внедрялись новые технологии (см. "Московский" и "Экспресс", а также "Интермодальная система"). Позже Г.М. Фадеев - вновь министр путей сообщения, а в сентябре 2003 года президент России утвердил его президентом открытого акционерного общества "Российские железные дороги", с создания которого в жизни старушки "чугунки" начался совершенно новый этап.
СТАРОСТЕНКО Владимир Иванович
Сегодня он начальник Московской железной дороги. Владимир Иванович - сибиряк, учился в Томске, в Новосибирске, работал там на самых разных должностях, был начальником Кемеровской железной дороги, министром путей сообщения РФ. А с февраля 2002 года он возглавил Московскую железную дорогу, ставшую отныне филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги".