"Ленком". Шут шута

   
   

ЭТОТ спектакль ждали давно. Не только из-за того, что постановки Марка Захарова уже только благодаря имени и мастерству режиссера обречены стать событием. Просто уж слишком долго - больше года - ленкомовцы репетировали. Прошлым летом, не дожив до премьеры, ушел из жизни автор пьесы Григорий Горин. Так что "Шута Балакирева" жаждали увидеть все. Одни, чтобы в очередной раз убедиться в гениальности Захарова (шут, влияющий на царя, - тут без аллюзий не обойтись). Другие, напротив, чтобы насладиться провалом Мастера, которому пришлось ставить недописанную, а потому несовершенную пьесу.

НО в "Ленкоме" случился триумф. Нарочно не пишу "опять триумф", потому что победа "Шута ..." несколько иная. Этот спектакль о нас, хоть речь в нем и идет об эпохе Петра I, о которой режиссер рассказывает, как всегда, вначале весело, а потом грустно (вечный захаровский принцип "чтобы зрители плакали во втором акте, необходимо, чтобы смеялись в первом").

Из недописанной пьесы Захаров извлек мотивы сегодняшнего дня. В этом спектакле много яркой выразительной игры и горьких саркастических наблюдений. Петр, которого мастерски играет Олег Янковский, довольно свободен в своих поступках и властен. Но он стареет, и его взгляд устремлен в будущее. И просветленных надежд у него нет. Трагедия тех, кто живет при умном и волевом царе, заключается в том, что при любом властном режиме большинство должно молчать.

Безусловной удачей "Шута Балакирева" стала Александра Захарова, блестяще сыгравшая роль Екатерины. Благодаря таланту и темпераменту (особенно во втором акте) ее императрица, с первого же появления на сцене ставшая центром всего действа, не знает, что делать с государством, когда ушел сильный царь. Бестолковая бабья гримаса и избыточный гротеск, внутри которого она существует, подчеркивают эту тему.

Замечательно играет и Александр Збруев. Обер-прокурор Ягужинский в его исполнении - это человек с ядовитой усмешкой, способный уничтожить кого угодно и одновременно боящийся быть уничтоженным. И поэтому тема неблагополучия в государстве становится главной темой "Шута Балакирева", хотя поначалу могло показаться, что основу успеха составляют рискованные высказывания в адрес монарха.

Несколько разочаровывает работа Николая Караченцова. Его Меншиков - самое слабое место спектакля. Он привычно обаятелен, но ничего не играет. Жаль, что на сей раз артист не смог найти внутреннего перевоплощения. Особенно это становится заметно на фоне молодого Сергея Фролова, талантливо справившегося с ролью шута Балакирева.

Театральная критика редко бывает единодушна в своих оценках. Однако спектакль Захарова единодушно признан. Лучшее тому подтверждение - хоровод "Хрустальных Турандот", которых удостоились ленкомовцы за своего "Шута"...

Смотрите также: