ИЗВЕСТИЕ о новом спектакле "Ленкома" вызвало сразу несколько недоуменных вопросов: почему за постановку берется никому не известный выпускник РАТИ (ГИТИС) с горьковской фамилией Самгин, а не Захаров (впрочем, Марк Анатольевич все-таки приложил к ней руку, и на афише он обозначен как "художественный руководитель спектакля")? Другой вопрос вызвал выбор режиссера, определившего в качестве пьесы популярную "Филумену Мартурано" Эдуардо Де Филиппо.
По мнению критиков, страсть нашего телевидения к повторам фильма "Брак по-итальянски" с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни обрекает "ленкомовский" спектакль на неизбежные сравнения и лишает публику свежести восприятия. А впрочем, подобные упреки (как и то, что вахтанговский спектакль с Мансуровой и Симоновым в главных ролях все равно окажется лучше) можно не принимать в расчет. Потому что фильму Де Сики - 36, а вахтанговскому спектаклю - 44 года. И для молодого поколения, которое составляет основную массу зрителей "Ленкома", "Город миллионеров" - едва ли не первое знакомство с пьесой знаменитого итальянца.
По признанию Захарова, вместе с Самгиным они сделали собственную версию пьесы, отказавшись от старого перевода, и позволили себе некоторые фантазии в области диалогов, сюжета (одно из нововведений заключается в том, что вместо взрослых актеров, традиционно исполнявших роли сыновей Филумены, у Самгина на сцену выходят трое подростков, одному из которых чуть больше десяти лет) и названия, отчего пьеса, написанная в 46-м году и уже причисленная к классике, вновь стала смотреться довольно современно. И весело, как это всегда бывает в "Ленкоме".
Главные роли в "Городе миллионеров" играют Инна Чурикова и Армен Джигарханян. Для Армена Борисовича это первый спектакль в "Ленкоме", роль в котором стала, пожалуй, лучшей среди его работ последних лет. Он, кажется, и сам это понимает и играет с удовольствием, влюбляя публику в себя с первой реплики.
О чем спектакль? На этот вопрос на протяжении двух с половиной часов действа несколько раз отвечают главные герои: "Дети есть дети". Сам Захаров подчеркивает, что главной темой для него стала пропаганда семейных ценностей. Можно ли об этом сказать что-нибудь новое? Вряд ли. Хотя то, что семья - самое главное в жизни, для кого-то может оказаться таким же откровением, как и для героя Джигарханяна. Для героини Чуриковой это, судя по всему, никогда не было новостью. Может, поэтому и играет Инна Михайловна не так заразительно, как хотелось бы. Вообще же плохо сыграть свои роли Чурикова и Джигарханян не смогли бы даже под дулом пистолета.
Я нарочно не пускаюсь в театроведческие рассуждения о достоинствах или недостатках спектакля, которые чаще всего представляют интерес лишь для авторов этих рассуждений. На мой взгляд, гораздо больше о качестве постановки говорит не сухая рецензия, а реакция публики. Причем не только в зрительном зале, но и... в буфете. А почему бы, собственно, и нет? Так вот, в антракте процентов 80 зрителей обсуждали первое действие, а одна женщина, не обращая никакого внимания на стоящую за бутербродами очередь, громко сказала своему спутнику: "Мне бы, дуре, тоже надо было так с тобой поступить. Что? Ты бы не поддался? Ну это бы мы еще посмотрели!" Эти слова, очевидно, так задели ее собеседника - пожилого солидного господина, не прекращавшего общение по мобильнику даже во время спектакля, что во время второго действия он выключил "трубку" и с утроенным вниманием принялся наблюдать за происходящим на сцене. Кстати, сотовые телефоны в театре перестают быть лишь средством связи и становятся еще одним (может быть, на сегодня самым ярким) показателем качества постановки.
На протяжении первого действия "Города миллионеров" телефоны периодически звонили. После антракта раздражающий перезвон прекратился.