Акула и лягушка

   
   

НА ЗАВЕРШИВШЕМСЯ в Японии чемпионате мира-2001 по водным видам спорта в соревнованиях пловцов успеха по-настоящему добился лишь один российский спортсмен - 21-летний Роман СЛУДНОВ из Омска. Причем успеха великого: в финальном заплыве на 100 м брассом он выиграл золотую медаль, а в полуфинале установил феноменальный мировой рекорд на этой дистанции - 59,94 сек.

"Лентяй"

"ЛЯГУШАЧИЙ" способ - брасс считается наиболее сложным в плавании. Есть даже расхожая поговорка: хорошим брассистом не становятся, а рождаются. В случае с Романом Слудновым все еще круче - с самого его появления на свет родители, профессиональные тренеры, мечтали сделать из сына великого брассиста. Он таким и состоялся, впервые за всю историю плавания преодолев стометровку быстрее минуты - за 59,97 сек.

Произошло это за три недели до начала мирового первенства, в Москве, на ничего не решавшем чемпионате России. Не решавшем в смысле отбора в команду, которая должна была направиться в Японию: все места в ней были распределены еще в апреле на Кубке Москвы. Так решило руководство сборной и федерации плавания. Слуднов в Кубке участия не принимал по причине принципиального свойства, которую наши плавательные боссы намеренно искажают.

Мол, талантливый брассист из Омска и его мать и тренер Наталья Рощина требуют, чтобы их выделили из общей массы. На самом деле Рощина для сына места в команде без отбора не добивалась. Тренер просила только, чтобы Роману разрешили выполнить необходимый норматив на соревнованиях в июне - поближе к главному старту года. Связано это было с тем, что после предыдущего напряженного олимпийского четырехлетия пловцу необходим был полноценный отдых. Месяцев пять-шесть как минимум.

Ленивых рекордсменов мира не бывает: упираться на тренировках в плавании, возможно, еще труднее, нежели в других видах спорта. Что может быть нуднее - прыгаешь с тумбочки в воду и меряешь бассейн от стенки до стенки. 50 м - туда, 50 - обратно. Час, полтора, три часа... В зависимости от периода подготовки. Осенью Роман ежедневно проводит в бассейне по 6 часов, проплывая километров 10-12. Перед соревнованиями - по 4 часа. За предшествующий сиднейской Олимпиаде год "накрутил на счетчик" 2700 км - вроде как от Москвы до Новосибирска сплавал.

...И хищник

МОЛОДОЙ австралиец Иан Торп в олимпийском бассейне Сиднея стал национальным кумиром, выиграв 3 золотые медали. Похоже, что это было всего лишь начало - феерическое продолжение последовало на чемпионате мира в Японии. Причем 6 золотых медалей, завоеванных им с мировыми рекордами, потрясли публику гораздо меньше, чем зрелище прямо-таки кровожадной расправы австралийца с соперниками на водных дорожках. Иан наводил на них настоящую панику: двухметрового роста, с весом более 100 килограммов, в воде он напоминал огромную хищную акулу, готовую к атаке в любой момент. Черный костюм-комбинезон, специально разработанный для Торпа год назад фирмой "Адидас", только усиливал это сходство.

Разрешение использовать подобную спортивную форму (наши пловцы пользуются костюмами фирмы "Арена"), несомненно, способствовало прогрессу мирового плавания. На Олимпиаде в Сиднее-2000 пловцы установили 15 мировых рекордов, и все без исключения их авторы были облачены в такие комбинезоны. Называются они "Fast skin", то есть "быстрая кожа". Она действительно лучше, чем собственная кожа пловца, поскольку уменьшает трение. Каждая часть костюма отличается от соседних жесткостью и направлением ворсинок ткани. Вместе они создают крошечные бурунчики, покрывая "кожу" вихревой оболочкой, которая и делает тело более "скользким". По ходу экспериментов выяснилось, что трение о воду уменьшается в среднем на 3%, а скорость пловца может возрасти на 7,5%...

Перечень чисто внешних плавательных достоинств австралийского уникума можно продолжить. Во время Олимпиады в Сиднее тысячи австралийцев выстраивались в очередь, чтобы сфотографироваться с кумиром. Причем каждый норовил попасть в кадр, приставив свою ногу к ноге Торпа - она у него примерно 50-го размера. Неслучайно стопы Иана в плавательном мире давно окрестили плавниками.

"Иногда мне кажется, - заметил в минуту откровенности суперчемпион, - что другим пловцам не очень приятно со мной соревноваться. Даже те, с кем меня связывают самые дружеские отношения, стараются не смотреть в мою сторону, когда мы выходим на бортик. Но в этот момент меня мало волнуют чужие чувства". Возможно, то же самое думает сытая акула, а уж когда она голодна...

Смотрите также: