НА ЭТОЙ неделе депутаты закончат каникулы и вплотную займутся главным - бюджетом на будущий год. Правительство гордится: доходы куда больше расходов, и вообще прогноз на лучшую жизнь очень убедительный. Тем не менее известный экономист, директор Института глобализации Михаил ДЕЛЯГИН утверждает, что и прогноз недостоверный, и бюджет нереалистичный.
Безумная арифметика
- ДЛЯ бюджета подготовили два варианта прогноза. Один, под названием "реалистический", исходит из цены на нефть 18,5 долл. за баррель, другой - "оптимистический" - 23,5 долл. Первый, как наиболее вероятный, расписан подробно, второй - просто коротенькая справочка. Так вот доходы правительство рассчитывает по оптимистическому варианту, а расходы - по пессимистическому. Это какое-то раздвоение сознания! Если оптимистический вариант сами авторы считают менее вероятным, как же можно класть его в основу расчетов?
В первой статье бюджета всегда фиксируется инфляция. В этом году инфляция плывет, поэтому на будущий год решено ее официально в закон не заносить. Но в обоих прогнозах написано, что инфляция предполагается 11-13%. Это тоже непонятно. При 11% получаются одни цифры, при 13% - совсем другие. Я считаю, что будет где-то процентов 15.
Занижая инфляцию, правительство рассчитывает получить дополнительные инфляционные доходы (дороже товары - больше налоги). При этом забывает про инфляционные расходы. А они всегда выше, потому что доходы приходят завтра, а расходы требуются уже сегодня.
В результате бюджетникам не хватит ассигнований, чтобы заплатить за подорожавшие товары и услуги, скажем, тем же энергетикам. В прошлые годы вопрос решался так: военные захватывали рубильник, государство принимало решение деньги изыскать, выделяли часть тех самых инфляционных доходов. В этом бюджете сделали одну очень плохую вещь: записали, что все дополнительные доходы идут исключительно на финансирование долга. Даже если какой-нибудь город будет замерзать, мы не сможем отдать ему ни одной лишней копейки. Начнутся массовые отключения света, тепла, воды.
Кроме того, Минфин забрал у регионов часть налогов и льгот в пользу центра. Теперь финансы между центром и регионами распределяются не 50 на 50, как положено по Бюджетному кодексу, а 53 на 47. Губернаторам надо как-то восполнять доходы. Негласно им порекомендуют в первую очередь сократить расходы на ЖКХ. Так что жилищная реформа начнется прежде всего не в богатых регионах, а в бедных.
Правительство вправе
ПОДДЕРЖКА регионов в новом бюджете распределена уже не по трем, как раньше, а по шести фондам. При этом правительство отчитывается перед Госдумой и Счетной палатой только по двум из них. А использование Фонда регионального развития вообще не описывается ни в одной статье бюджета, то есть целиком отдается на усмотрение чиновников. Все это запутывает межбюджетные отношения, делает их непрозрачными и создает почву для коррупции.
Вообще самое распространенное словосочетание в этом бюджете - "правительство вправе". Правительство вправе самостоятельно проводить внешние и внутренние заимствования, тратить допдоходы, не согласовывая их с Госдумой, не требует одобрения даже список крупных объектов, подлежащих приватизации, и сумма, которую надеются выручить от их продажи. А между тем намечено выставить акции 300 предприятий, 40% которых относятся к ТЭКу. Среди них легендарный Магнитогорский металлургический комбинат и "Славнефть" - хозяйственная основа Союзного государства России и Белоруссии, причем белорусы категорически возражают.
Приватизация ради наполнения бюджета всегда неэффективна. Это сами наши приватизаторы - в частности, Альфред Кох - признали еще в 1997 г. Просто потому что при такой спешке нет времени для предпродажной подготовки и возможности выбрать момент, когда цены на акции наиболее высоки. Если мир рушится - да, можно продавать за любые деньги. Но пока мир стоит - лучше последить за выгодой. Я убежден, что в 2002 году мы можем обойтись без приватизации. Вот 2003 год действительно будет очень тяжелым. Ну и сделайте приватизацию в будущем году! И подготовиться успеем получше.
Бюджет построен по остаточному принципу: первым делом - интересы кредиторов, остальное - потом. Причем говорится не только о плановых выплатах, но и о досрочных. Конечно, платить по долгам Россия должна. Но есть проблемы - платить нам сложно. Надо вести переговоры о реструктуризации. Да, мы можем провалиться, растерять славу гениальных переговорщиков, но нужно пытаться! Тут важен не столько результат, сколько позиция. Вот Япония. Она знает, что не получит Курильских островов, но для нее это важный вопрос и она пытается. Российское же правительство заявляет, что нам реструктуризация не нужна. У нас народ бедный, а правительство богатое!
Кризис-2003, -2004, -2005...
ЧТО такое профицит? Просто бухгалтерский термин, означающий превышение доходов над расходами. Профицитом можно гордиться после того, как бюджетное финансирование начнет обеспечивать минимально приемлемый уровень существования. А профицит просто от бесчеловечного занижения расходов - тут гордиться нечем.
Не говоря уже о том, что все эти огромные доходы никакого отношения не имеют к усилиям правительства. Они же сами готовят прогнозы, различие между которыми определяется не успехом или неудачей реформ, а исключительно ценами на нефть.
Программа правительства сводится к идеям сокращения социальных расходов регионов (под видом жилищно-коммунальной реформы) и мечтаниям о десятках миллиардов долларов инвестиций, которые свалятся на нас как манна небесная от неведомо чем вызванного сокращения оттока капитала. Нас все время пугают кризисом 2003 года. Лучше бы начать готовиться к кризису 2004-2005 годов, когда скажутся последствия падения цен на нефть.
Смотрите также:
- Как вложить и приумножить. Пайщикам ОФБУ риск потерять деньги не угрожает →
- ЧЕКОВЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ. Дивидендов, похоже, не будет →
- "За" и "против" (23.01.2001) →