М. Фрадков: "Воруют дай бог!"

   
   

СУДЬБА чиновника опасна и непредсказуема: каждый вечер, засыпая, он не знает, куда завтра занесет его прихотливая воля начальства. Новый руководитель Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП), хорошо известный всем как бывший министр торговли, гендиректор компании "Ингосстрах", первый заместитель секретаря Совбеза, курировавший вопросы экономической безопасности, Михаил ФРАДКОВ рассказывает "АиФ" о проблемах, в которых ему теперь предстоит разбираться.

- МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ, если не секрет, в каких сферах экономики больше всего криминала?

- Какие тут секреты?! Это топливно-энергетический комплекс, строительство, производство цветных металлов, производство и торговля алкоголем, табаком, туризм, игорный бизнес, потребительский рынок.

Лик преступника

- В XIX веке известный в то время сыщик Альфонс Бертильон утверждал, что профессионал может сразу разглядеть преступника, создать его портрет. Можно ли нарисовать портрет среднестатистического нарушителя налогового законодательства?

- Можно. Налоговыми преступниками являются преимущественно мужчины. Причина проста - в основном они возглавляют предприятия и фирмы. Далее, возраст - примерно 40 лет. К тому же это люди с высшим или средним специальным образованием, бывают даже с ученой степенью. Вот возьмем последние данные: 50% осужденных имели высшее, неполное высшее образование или ученую степень, а 22% - среднее специальное. Вот вам и портрет. Кстати, если посмотреть статистику, то среди всех остальных преступников (кроме налоговых) образованных всего 4%.

- А как выглядят те, кто охотится за налоговыми преступниками?

- Ну, наверняка не так, как вы себе представляете. Это вовсе не "человек в маске", а "человек за компьютером". 85% сотрудников - с высшим образованием, из них 25% - с экономическим. А "силовые аргументы" нам приходится применять не так часто.

- Бывает, что под видом налогового полицейского действуют мошенники...

- Налоговые полицейские никогда не придут с проверкой без предписания, подписанного начальником территориального или местного органа налоговой полиции. В этом предписании должны быть указаны название проверяемой фирмы, фамилии прибывших сотрудников, цель их визита, а также перечень документов, которые им необходимо представить. Если вам предлагают заплатить штраф на месте наличными, можете не сомневаться - перед вами мошенник. А уж если предлагают на месте "рассчитаться товаром", смело указывайте на дверь. Или еще лучше - обращайтесь в ближайший орган налоговой полиции. Кроме того, по любым вопросам можно обратиться в общественную приемную ФСНП на Маросейке, 12, или позвонить по тел. 921-43-91.

В тени - до 40%

- ВЫ РАБОТАЛИ в Индии, в Женеве. Помогают старые связи?

- У нас и без связей есть более сорока соглашений о сотрудничестве с нашими зарубежными коллегами, создан Координационный совет органов налоговых расследований стран СНГ. Главное здесь - усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью российских предприятий, особенно экспортных отраслей: нефтяных, лесных, металлургических, рыбных, угледобывающих.

Именно по этим каналам уплывают деньги за границу. По экспертным оценкам, около 30 млрд. долл. в год. Только из Московского региона по подложным контрактам в среднем уходит 320-350 млн. долл.

Да, в России воруют дай бог. По оценкам аналитиков, сейчас теневой сектор экономики составляет до 40% ВВП. Это значит, что с колоссальных сумм не платятся налоги. Вот конкретный пример. Одна московская фирма продала за границу металлический лом на сумму более 52 млн. руб. А задекларировала товар как "высокотехнологичное оборудование". При такой формулировке государство возвращает фирме налог на добавленную стоимость. Хорошо, мы вовремя заметили обман. Но к этому времени точно такие же сделки фирма уже провела в Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, Санкт-Петербурге. Сейчас ведется следствие.

- И сколько за это дадут?

- По закону можно получить до 7 лет. Но тот, кто впервые совершил налоговое преступление и помог его раскрыть, да еще возместил государству нанесенный ущерб, может освобождаться от уголовной ответственности. У нас этих случаев все больше. В 2000 г. на таких основаниях было прекращено более 10 тыс. уголовных дел, в этом году - уже более 6 тыс.

- Назовите дела, которые были доведены до конца...

- Например, всероссийская операция "Лес". Торговцы лесными ресурсами нанесли ущерб государству в 690 млн. руб. Мы по ней возбудили целых 900 уголовных дел! Или вот операция "Табак". Налоговая полиция проверила более 60 предприятий - производителей табачной продукции, 1300 оптовиков, 13 тыс. продавцов. И возбудила 77 уголовных дел.

- И все-таки, Михаил Ефимович, вы сами верите в то, что в нашей стране возможно заниматься честным бизнесом, не нарушая законов?

- Видимо, я должен ответить: "Нет, не верю". И автоматически перевести в разряд преступников всех, кто занимается предпринимательством. Но я считаю, что теоретически быть честным, даже в бизнесе, возможно. Просто у нас слабые законы и несовершенное налоговое законодательство. Но и оно постепенно совершенствуется!

Смотрите также: