ВсеЛенский потоп

   
   

ПОЧЕМУ благое дело - в кои-то веки пострадавший регион под личным президентским контролем! - обернулось недовольством людей, проваленными сроками строительства и прокурорским разбирательством?

ПОСТРАДАВШИЕ от стихии в нашем отечестве не раз оказывались брошенными на произвол судьбы. В Нефтегорске на Сахалине, когда землетрясение сровняло поселок с землей, от выживших отмахнулись, выписав жилищные сертификаты, мол, разбирайтесь дальше сами. В Тырныаузе, на Северном Кавказе, который сель разделил пополам, только спустя полгода 5% семей получили эти же сертификаты. Да и в самом Ленске после наводнения 98-го местные власти выдали по 890 рублей на "утопленника" и на этом успокоились. То наводнение стало символом разгильдяйства и бесхозяйственности. Тогда в ожидании прилета начальства толпа на не залитом водой острове скандировала про своего мэра непечатные лозунги в надежде быть услышанными по крайней мере президентом Республики Саха Николаевым. Случись то же самое и в этом году, никто бы не удивился.

Но вновь протараненный в 2001-м глыбами льда Ленск на этот раз превратили в федеральную строительную площадку. Пострадавшие поняли: предоставился шанс почувствовать себя людьми, дома ведь в городе не ремонтировались десятилетиями.

А сначала все развивалось по привычной ленской схеме: якутское начальство перевалило свои проблемы на Москву, мол, у нас тут глобальное потепление, а вы бездействуете. Прошел месяц - льдины с улиц убрали войска. Им помогали лишь школьники и подвернувшиеся под руку обитатели медвытрезвителя. Списков же потерпевших все не было. Щитовые дома, которые затем пришлось везти за тысячи километров, никто не заказывал. Лишь очень немногие из ленчан смогли своими силами восстановить жилье, большинство продолжали сидеть на крыше. Ждали жители, ждала местная власть...

Сухой закон как антикризисное средство

ТОГДА в Ленск и бросили МЧС, чтобы те создали схему управления кризисной ситуацией. Офицеры отправились на заводы-изготовители, чтобы контролировать комплектацию и отгрузку. Разобранные дома загрузили, как в войну, в литерные вагоны и повезли до Усть-Кута, чтобы перегрузить на баржи.

"Сухой закон", введенный опять-таки московским, а не местным начальством, был действителен лишь для приезжих строителей. Мужское население ему не вняло. Потому город украсили объявления о том, что гуманитарная помощь - комплект на семью - мужчинам выдаваться не будет, все равно пропьют. Местная власть еще раньше приучила людей встречать наводнение на крыше, закупив заранее ящик-другой водки. И "хорошо сидели"... Бывало, и от спасательного вертолета топором отмахивались: мол, с крыши не уйдем, от мародеров добро стеречь будем. И сейчас, когда город превратился в огромную строительную площадку, нет-нет да и мелькала мысль: а что, самая богатая алмазами земля не в состоянии сама помочь своим гражданам, переселив часть из них?

Горсть алмазов, которые без устали предъявляет президент Якутии Николаев как визитную карточку республики, кормит далеко не всех. Только местную элиту. Абсолютное большинство живет рыбными запасами Лены и идею переноса города не поддержит никогда. Только "Алроса" (алмазная компания) перевыполнила план по переселению, а из 850 "осертификаченных" государством семей уехали только 458. 38 семей сертификаты вернули назад. "Патриотизм" дошел до того, что на предложение Шойгу помыть окна в новостройках ответили дружным отказом, мол, вы нам под ключ сдать обязаны.

Построенный поселок Мурья две недели стоял готовым, и его не заселяли. Чего ждали? Да просто до сих пор неясно: сколько лишившихся крыши над головой?

А что в следующее наводнение?..

УЖЕ который год притоки вскрываются раньше Лены, хотя в старые добрые времена все было наоборот. Река "задурила" неспроста. За 15 лет объемы перевозок на северных реках резко сократились и, соответственно, отпала необходимость в дноуглубительных работах. А республиканское начальство считает, что раз Лена - река федерального значения, то республика имеет полное право ничего не делать. Между тем русло надо выпрямлять, углублять дно, укреплять берег дамбами - работа не на один год. Кто этим будет заниматься, если все федеральные силы брошены на то, чтобы ликвидировать последствия, а не причину чрезвычайной ситуации.

Ленск сегодня восстанавливают на отметках чуть выше 17 метров над уровнем реки. Таков рельеф местности - выше отметок нет. А вода в этом году поднялась почти до 20. Значит, не исключено, что город опять затопит, и снова вся страна будет его восстанавливать.

А в ряде развитых стран, например во Франции, любой строительный проект должен пройти экспертизу специалистов по безопасности. Причем риск намеренно переоценивается.

Но мы живем своим умом. Задним. Пройдет время, забудется всеЛенский потоп, и опять - как ни в чем не бывало - начнется очередное строительство. В поймах бурных рек....

Смотрите также: