Город с одной профессией

   
   

В ГОРОДЕ Наволоки Ивановской области нет гостиницы и телефона-автомата. Одна-единственная автобусная остановка, один клуб "Заветы Ильича". Вся экономика города - Наволокский текстильный комбинат, где делают марлю и постельное белье.

УЖЕ почти 5 лет комбинат - банкрот. По-хорошему его давно пора бы придушить, чтоб не мучился. Но нельзя, потому что иначе наволокскому населению негде будет трудиться. Так что люди продолжают вкалывать в три смены, аккуратно производя убытки и преумножая долги. Таких, как Наволоки, городов и поселков в России насчитывается порядка 1800. В них проживает 16 млн. человек, или 15% городского населения. Экономисты называют эти города "монопрофильными" и слабо представляют, что с ними делать.

"Заветы Ильича"

В ГОСПЛАНЕ СССР существовала номенклатура "группа 100" - "запасные" оборонные предприятия. На случай ядерных ударов в подстраховку к основному заводу, выпускающему, скажем, бинты, запускали еще два, а лучше три таких же. Наволокский комбинат был как раз этим самым "третьим лишним".

Потом оборонный запал куда-то пропал, и ОАО "Навтекс" (как теперь называется комбинат) стало крутиться, как могло. Марля у населения особым спросом не пользовалась. К тому же комбинат как градообразующее предприятие должен был платить почти за всю инфраструктуру города: жилищный фонд, детские сады, те же "Заветы Ильича".

"А куда мы можем сунуться? - клянет судьбу технический директор Вячеслав Хохлов. - У нас на комбинате вообще нет структур, занимающихся закупками сырья и сбытом готовой продукции. А зачем они нам? Денег-то, на которые можно приобрести хлопок, нет. А с нашими долгами - кто нам даст кредит?"

Сейчас комбинат вкалывает в три смены на так называемом "давальческом сырье": какие-то люди привозят в Наволоки хлопок, комбинат его перерабатывает, получая свой рубль за метраж (точнее, копейку - оплачивают лишь самые необходимые расходы предприятия), и отпускает готовые ткани той же организации, что привезла хлопок.

В алюминиевой промышленности такая схема называлась "толлингом", и на ней делались состояния. В Наволоках получился долг (порядка 400 млн. руб.) в 3 раза больше стоимости комбината.

Сказать по правде, у директора есть структура, занимающаяся сбытом. Вместе со мной в Наволоки на автобусе приехали полтора десятка женщин с пустыми сумками и угрюмыми лицами. Они возвращались из Москвы, где продавали марлю и постельное белье; ткань покупают на фабрике, шьют сами. Нину, 10 лет отработавшую ткачихой, полгода назад уволили за хищение. Она пыталась вынести 2,2 метра ткани - столько требуется на простыню. В этом году набралось уже 34 подобных увольнения.

"А на другую работу у нас не устроиться, - рассказывает Нина. - Вот подруге повезло - она с карабином охраняет военную часть и на рынке продавцом. А я пыталась пойти в магазин, в ЖЭК, но везде места были заняты. Оставалось только уборщицей в детский садик. А там зарплата 300-400 рублей. У меня ребенок 11 лет и муж в тюрьме сидит, как я на такие деньги проживу?"

Теперь 2 раза в неделю возит Нина тряпки в Москву. Получается в месяц 2-3 тысячи рублей. Недавно надорвалась и с кровотечением попала в больницу.

Съеденный ВВП

ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ Экспертного института, ВВП страны мог бы быть больше примерно на 40%, если бы не "съедался" массой убыточных градообразующих предприятий. Потому как затраченные ресурсы (рабочая сила, электроэнергия, сырье) стоят дороже, чем произведенный продукт. Как выразился исполнительный директор Экспертного института Андрей Нещадин, "смысл в том, что предприятие испоганило сырье, рабочие руки - пустило все это по ветру".

Что делать? Есть варианты.

Например, провести реконструкцию, разделив фабрику на несколько средних и малых предприятий. Вот в Переславле-Залесском завод "Славич" выпускал кино- и фотопленку. А когда в Россию пришел "Кодак", продукция оказалась никому не нужной. Теперь в цехах "Славича" успешно работает "холдинг" - более 20 фирм, производящих полиэтиленовые пакеты, пищевые упаковки. Пленку тоже изготавливают, но в гораздо меньших количествах.

Другой сценарий - пессимистический. Предприятие, так сказать, "консервируют" до лучших времен, а население полностью переходит на натуральное хозяйство и поголовное пьянство. Пример - химзавод в Новочебоксарске. Правда, сейчас появилась надежда, что бывший гигант получит заказ на утилизацию ядерных отходов. А поселки городского типа Труд в Тверской области, Галицы во Владимирской официально были преобразованы в села.

Смотрите также: