Оборона в отключке

   
   

ПОЗДНИМ вечером на подстанции "Ингода" и "Колочная" ворвались люди с автоматами. С трудом разобрались, что это ракетчики из соседнего гарнизона, отрезанного от электричества за неуплату. Они потребовали, чтобы был свет, и выставили на подстанциях охрану. И свет появился.

ПОНЯТЬ военных можно: дело было не летом в Сочи, а в Читинской области зимой. Энергетиков понять тоже можно: за свет военные не платят.

Год начался неспокойно. Без света остались гарнизоны в Читинской области, потом в Красноярском крае, потом в Приморье. Сначала отключали жилые дома, школы, банно-прачечные комбинаты. Затем докатилось до авиачастей и соединений ПВО. В конце концов дело дошло до Камчатской станции космической связи. Военные заявили: просто чудо, что международная космическая станция не потеряла ориентацию. Тут уж вздрогнули не только энергетики: если автомат Калашникова - это, бесспорно, довод, то МКС - это целый аргумент. Да они там соображают что-нибудь, в своем РАО ЕЭС?! И почему, черт побери, Минобороны никогда не платит?!

МКС не упадет

СУЩЕСТВУЕТ минимум два документа с перечнем объектов, которые отключать нельзя ни в коем случае: Указ президента 1995 года "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования..." и постановление правительства 1998 года "О дополнительных мерах...". Правда, все объекты там описаны в общих чертах, сказано просто: "воинские части". Конкретные адреса и явки - военная тайна. А впрочем, энергетикам это и не надо.

"Мы не отключаем военные объекты, - говорит Андрей Егоров, руководитель управления РАО "ЕЭС России". - Мы отключаем посредника, который находится между энергетиками и военным объектом. На Камчатке речь шла о 44 электрических сетях. Процедура оговорена в законе: за неделю "Камчатскэнерго" выслало уведомление, что собирается ограничить (подчеркиваю: не отключить, а ограничить!) подачу электроэнергии. И предложило самостоятельно выбрать объекты. На территории одной части можно отключить свинарник, штаб или пусковую шахту. В данном случае речь шла об ограничении на каких-то 10% от ежедневного объема. Кроме того, в каждой части существуют запасные источники питания - даже два. В ответном письме военные попросили нас не вводить ограничения с 21 часа до 9 часов утра, когда проходит МКС, что и было выполнено в полном объеме".

В РАО ЕЭС настаивают, что ограничения - самый действенный способ борьбы с неплательщиками. Хотя нельзя сказать, что энергетики не пробовали идти мирным путем. Только в 2000 г. они выиграли в судах 44 дела против Минобороны и принудительно списали со счетов военных 113,1 миллиона рублей. В Минобороны подчеркивают, что на эти деньги они собирались закупить военную технику и вооружение.

Они никогда не платят

ПРОШЛОЙ зимой в Приморском крае отключали 80 воинских частей (в общей сложности на 6596 часов), в Хабаровском крае - 25 частей (на 6012 часов), на Камчатке - 30 частей (на 2536 часов). Всего военные сидели без света 15 100 часов.

Вроде бы который год расходы на оборону в государственном бюджете растут. И сам бюджет исполняется - тьфу-тьфу. Почему же Минобороны вечно не хватает денег?

Дело в том, что миллиарды рублей на электричество военным выделяют не по показаниям счетчика, а в соответствии с утвержденными лимитами. В начале каждого года Минобороны делает запрос: наши потребности - такие-то. Им утверждают лимиты и под них предоставляют электроэнергию и деньги. Аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов показывает таблички: вот в 1998 г. Минобороны просило выделить почти 8 млрд. кВт-ч. Им выделили 6,7 млрд., истратили они 6,9. Но на следующий год запросили уже 11 млрд. кВт-ч. Дали им 8,4, истратили они 7,3. Однако на 2000 г. попросили уже 10,8 млрд. кВт-ч - в полтора раза больше, чем два года назад! Несмотря на все сокращения в армии и прочие реформы, о которых нам все время рапортуют. А истратили в итоге в 2 раза меньше установленного лимита. Спрашивается: зачем столько просить?

"Вопросы о целях требуют дополнительного изучения", - отвечает аудитор. Скорее всего, начальники просто не умеют считать. Или не хотят. Или думают: чтобы получить хоть что-то, надо попросить побольше.

Все выше и выше

САМИ-ТО военные убеждены, что они не платят, потому что энергетики все время повышают тарифы.

Отношения между Минобороны и РАО ЕЭС оформлены массой указов, кодексов и постановлений. Есть среди них, например, такое: тарифы для стратегических объектов нельзя повышать чаще, чем раз в год. Несмотря на это, электричество дорожает примерно раз в квартал. Расходы такие, естественно, никаким бюджетом не предусмотрены. Отсюда долги.

Другое постановление: тарифы для силовых структур не должны превышать средний уровень для данной территории. Несмотря на это, "Мосэнерго" и "Хабаровскэнерго" иногда задирают цены для военных: то в полтора раза, а то и в два. Объяснение простое: надо же как-то собрать долги - это такие своеобразные штрафы.

В общем, цепочка выстраивается такая. Минобороны зачем-то запрашивает электроэнергии больше, чем ему было необходимо. Энергетики тем временем повышают тарифы. Расплатиться военные не в состоянии. Чтобы собрать долги, энергетики еще задирают тарифы. От этого долги растут еще больше.

Смотрите также: